Космонавтика как составляющая национальной идеи

25.06.2016 Космонавтика как составляющая национальной идеи Часть I. Вехи истории
В июне 2016 года исполнилось 45 лет как на околоземной орбите начал работу первый экипаж первой в мире советской долговременной орбитальной станции (ДОС) «Салют-1». Так было положено начало длительным экспедициям в космическое пространство.
Процесс освоения космоса не всегда сопровождался триумфальными достижениями, в его истории были и трагические события. Одна из таких драматических страниц связана с лётными испытаниями космического корабля «Союз» и полётом первой орбитальной станции «Салют-1».
В начале 1970 года Советом Министров СССР было принято решение о разработке орбитального комплекса, в состав которого должны были войти ДОС «Салют» и транспортный пилотируемый корабль (ТПК) «Союз» 7К-Т. ТПК «Союз» 7К-Т создавался как вариант орбитального корабля «Союз» 7К-ОК, который решением С.П. Королёва был разработан ещё в 1964 году на базе корабля для облёта Луны «Союз» 7К для отработки системы стыковки в космосе.
Ныне всемирно известный и признанный самым надёжным всеми участниками проекта МКС ТПК «Союз» в начале своей лётной карьеры проявлял весьма строптивый характер. С периодом его лётной отработки связаны самые трагические страницы истории отечественной пилотируемой космонавтики.
24 апреля 1967 года во время первого пилотируемого полёта, при посадке, из-за неисправности парашютной системы разбился «Союз-1» 7К-ОК, космонавт Владимир Комаров погиб. 18 января 1969 года после успешной стыковки на орбите двух кораблей типа 7К-ОК, выхода в космос и перехода из «Союза-5» в «Союз-4» космонавтов Евгения Хрунова и Алексея Елисеева из-за сбоя в работе системы разделения отсеков корабля «Союз-5» перед спуском едва не погиб пилотировавший его космонавт Борис Волынов.
После этого в 1969 и 1970 годах состоялось ещё четыре запуска кораблей типа 7К-ОК, все они прошли успешно. Поэтому после доработки корабля «Союз» 7К-ОК в ТПК «Союз» 7К-Т, во время которой в конструкцию не вносились принципиальные изменения, правительственной комиссией было принято решение не проводить беспилотные запуски модифицированного аппарата, а сразу начать лётные испытания.
19 апреля 1971 года ракетой-носителем «Протон» на орбиту была выведена ДОС «Салют-1», 23 апреля с космодрома Байконур к ней стартовал корабль «Союз-10» с экипажем первой экспедиции в составе В. Шаталова, А. Елисеева и Н. Рукавишникова. При стыковке со станцией не удалось достигнуть герметичности стыка, и экипаж корабля был вынужден вернуться на землю.
После анализа причин неудачи корабль был доработан, и 6 июня 1971 года «Союз-11» с экипажем в составе командира Георгия Добровольского, бортинженера Владислава Волкова и инженера-испытателя Виктора Пацаева был выведен на орбиту. Это были дублёры, основной экипаж — Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Пётр Колодин — был отстранён от полёта менее чем за двое суток до старта по причине обнаружения медицинских противопоказаний у Кубасова, которые впоследствии не подтвердились.
7 июня произошла успешная стыковка с «Салютом-1», и экипаж «Союза-11» перешёл на борт станции. Таким образом, была открыта новая страница в истории мировой космонавтики — долговременные исследования космического пространства с борта обитаемой орбитальной станции.
Быть первопроходцем всегда не просто, поэтому и полёт первого экипажа первой орбитальной станции также проходил сложно. Сказывались психологические условия совместной работы малой группы в ограниченном пространстве, недостаточный опыт долгосрочного планирования операций на борту станции, дефицит времени на выполнение программы физических тренировок, возникавшие нештатные ситуации. Были и приятные моменты — 19 июня 1971 года Виктор Пацаев в космосе отметил свой 38-й день рождения.
24 июня экипаж перекрыл рекорд длительности космического полёта, установленный А. Николаевым и В. Севастьяновым в 1970 году на «Союзе-9». До окончания полёта оставалась неделя, но экипаж к тому времени сильно устал, и медики рекомендовали сократить пребывание на станции на одни сутки, что и было сделано.
Выполнив полностью программу исследований, экипаж начал готовиться к возвращению на землю. Расстыковка со станцией произошла 29 июня, в 1 час 35 минут 30 июня были включены и отработали положенное время тормозные двигатели, в 1 час 47 минут произошло разделение отсеков корабля. В ЦУПе ждали докладов с борта «Союза-11», но экипаж молчал. Вскоре спускаемый аппарат (СА) был обнаружен средствами ПВО, в 2 часа 16 минут сработали двигатели мягкой посадки. Через минуту поисковики открыли люк и обнаружили экипаж без признаков жизни…
Во время расследования причин аварии правительственная комиссия пришла к выводу, что при разделении отсеков корабля преждевременно и несанкционированно на высоте более 150 километров открылся клапан дыхательной вентиляции. В результате СА полностью разгерметизировался и экипаж, не имевший защитных скафандров, погиб.
По результатам анализа причин аварии конструкция корабля «Союз» 7К-Т была существенно изменена, фактически была создана его новая модификация. В первую очередь был доработан клапан дыхательной вентиляции, его сделали более устойчивым к ударным нагрузкам, на него установили быстродействующую ручную заглушку. Экипаж во время проведения динамических операций (старт, стыковка, расстыковка, посадка) теперь был обязан находиться в скафандрах, в СА появилась система спасения космонавтов в случае разгерметизации.
Первый пилотируемый старт доработанного «Союза-12» 7К-Т был произведён 27 сентября 1973 года, экипаж в составе командира Василия Лазарева и бортинженера Олега Макарова, успешно выполнив программу полёта, благополучно вернулся на землю. Корабль 7К-Т был полностью реабилитирован.
Таким образом, ценой своих жизней экипаж «Союза-11» помог установить те критерии безопасности космических полётов, которые применяются до сих пор.

Часть II. «Сохранить нельзя порезать» — где поставить запятую?
В 1970-х годах для приёма с орбиты телеметрической информации и обеспечения связи с космическими аппаратами были построены научно-исследовательские суда (НИС) проекта «Селена-М», три из них были названы в честь членов экипажа «Союза-11» — «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Владислав Волков» и «Космонавт Виктор Пацаев». Впоследствии все они, за исключением НИС «Космонавт Виктор Пацаев» (НИС «КВП»), который был включён в состав технических средств наземного контура управления российского сегмента Международной космической станции (РС МКС) в качестве стационарного измерительного пункта в самой западной точке России — в Калининграде, были проданы на металлолом, как и остальные суда Морского космического флота (МКФ).
В настоящее время, кроме работы по программе МКС, судно выполняет роль музейного экспоната — по договору между владельцем, АО «НПО Измерительной техники» (АО «НПО ИТ», Роскосмос) и ФГБУК «Музей мирового океана» (ММО, Минкультуры России), у причала которого ошвартован НИС «КВП», на его борту размещена музейная экспозиция, посвящённая Герою Советского Союза, лётчику-космонавту СССР
В.И. Пацаеву, полёту «Союза-11» и ДОС «Салют-1», космонавтам-калининградцам и деятельности МКФ. Однако будущее последнего представителя «Звёздной флотилии» остаётся под вопросом, в связи с вводом в эксплуатацию Балтийского командно-измерительного пункта.
В 2013 году судьба НИС «КВП» обсуждалась на Морской коллегии при Правительстве РФ, протоколом № 2(24) от 20 декабря 2013 года были сделаны поручения ведомствам по сохранению судна в качестве объекта культурного наследия России:
— Минкультуры России (В.Р. Мединскому) провести работу по приданию статуса объекта культурного наследия НИС «Космонавт Виктор Пацаев»;
— Роскосмосу (О.Н. Остапенко) принять необходимые меры по сохранению НИС «Космонавт Виктор Пацаев» в качестве музейного судна.
На сегодняшний день Роскосмос в лице АО «НПО ИТ» финансирует и содержит историческое судно, проводит мероприятия по его освидетельствованию и поддержанию технического состояния. Минкультуры России в лице ММО по прошествии двух с половиной лет не выполнило данного ему поручения, для чего судно необходимо включить в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и принять на баланс ведомства.
Летом 2015 года Роскосмос предложил безвозмездно передать НИС «КВП» Минкультуры России, но ведомство ответило отказом. Тем не менее, в июле того же года, под давлением общественности, Служба Государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области своим приказом утвердила новый статус НИС «КВП», включив его «в перечень выявленных объектов культурного наследия, подлежащих государственной охране». Но это полумера, которая не гарантирует судну надёжной защиты — статус временный, он может быть в любой момент отменён.
В феврале 2016 года руководством ММО было направлено письмо на имя Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева о том, что «У Министерства культуры Российской Федерации нет возможностей для финансирования судна».
6 июня 2016 года в Калининграде, на базе ММО, состоялось совещание по обсуждению вариантов применения НИС «КВП» в качестве объекта культурного наследия, по итогам которого был подписан протокол. Приводим выдержку из пост-релиза мероприятия (с полным текстом пост-релиза можно ознакомиться на официальном сайте ММО по ссылке: http://world-ocean.ru/ru/sobytiya-i-vystavki/sobytiya, с текстом протокола — на сайте «НИС «Космонавт Георгий Добровольский»: http://niskgd.ru/fleet/leningrad/kvp2016/index.htm):
«Пацаев» может стать культурно-образовательной площадкой
«… Пока корабль признан вновь выявленным объектом культурного наследия, но Светлана Викторовна (Пацаева, дочь космонавта В.И. Пацаева — прим. ред.) и Светлана Сивкова (Генеральный директор Музея Мирового океана), также борющаяся за спасение НИС, надеются, что уже летом этого года «Пацаев» внесут в реестр культурного наследия России. Это спасёт его от утилизации.
… На совещании собрались: заместитель председателя правительства области А. Силанов, министр культуры области С. Кондратьева, министр по туризму А. Ермак, Генеральный директор музея С. Сивкова, С. Пацаева, представители морского регистра и Музея космонавтики (г. Москва), первый капитан НИС «Пацаев» А. Масленников и другие. В результате было принято решение просить Роскосмос создать комиссию в составе специалистов АО «НПО Измерительной техники», Морского и речного регистров, Музея Мирового океана, КГТУ, которым предстоит провести обследование технического состояния судна. Также будет составлено обращение к Роскосмосу с просьбой продолжить работу корабля в текущем режиме до 2018 года и обеспечить сохранность судна (и его лабораторий) как потенциального музейного объекта.
Кроме этого, будет составлено ходатайство в Министерство культуры РФ о приёме судна в ведение ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников культуры и истории» после 2018 года. В свою очередь, в агентство планируется направить просьбу разработать концепцию и бизнес-план многофункционального использования, дальнейшего сохранения и эксплуатации НИС «Космонавт Виктор Пацаев». К данной работе также планируется привлечь специалистов НПО Измерительной Техники, Музея Мирового океана, БФУ им. Канта, КГТУ, МГУ, Роскосмоса, Росатома, Корпорацию развития туризма в Калининградской области.
Всем вместе предстоит проработать вопрос о создании государственно-частного партнёрства по таким направлениям деятельности, как музейная, научно-исследовательская, гостиничное обслуживание, образовательные услуги.
… Впрочем, это всё перспективы. А сейчас судну требуется ремонт. Участники совещания в ближайшее время обратятся с просьбой к Роскосмосу обеспечить косметический ремонт судна к празднованию 70-летия Калининградской области.
… Светлана Геннадьевна (ген. директор ММО — прим. ред.) уверена, что вместе нам удастся спасти уникальный корабль, который и в 2018 году, и в последующие годы будет по-прежнему украшать Набережную исторического флота Музея Мирового океана».

Часть III. Символ национальной идеи
После знакомства с текстами протокола и пост-релиза, с внушительным списком официальных лиц — участников совещания, мероприятие производит впечатление. Но это только на первый взгляд.
Среди участников встречи отсутствовали представители центральных органов Роскосмоса и Минкультуры России, наделённые полномочиями принимать решения и вырабатывать обязательную для всех участников процесса процедуру действий по сохранению НИС «КВП». Вопросы выделения бюджетных средств на перечисленные мероприятия, равно как и на придание судну статуса объекта культурного наследия федерального значения, как представляется, находятся именно в их компетенции.
И если позиция Роскосмоса по вопросу сохранения НИС «КВП» вполне понятна (см. приложение №1), то Минкультуры России своего мнения официально до сих пор так и не обозначило. Уместно ли принимать позицию руководства ММО в качестве официальной точки зрения Минкультуры России — вопрос открытый. В апреле 2015 года, во время проведения в Мемориальном музее космонавтики в Москве круглого стола на тему «Морской космический флот России», в процессе видеоконференции руководство ММО уже давало обещание провести историко-культурную экспертизу НИС «КВП». В результате деньги на её проведение собирали «всем миром», а заказал проведение экспертизы Клуб ветеранов МКФ.
Выводы экспертизы — «включение выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как памятник истории федерального значения» — уже более полугода мёртвым грузом лежат в Минкультуры России. Ответ ведомства на предложение Роскосмоса принять НИС «КВП» на свой баланс также известен — отказ.
Поэтому говорить о том, что состоявшееся 6 июня 2016 года в ММО совещание имеет какое-либо судьбоносное значение в деле сохранения НИС «КВП», не приходится. Мероприятие более походило на пиар-кампанию музея, свои подписи под протоколом из всех присутствовавших на встрече официальных лиц поставили только представители ММО.
Более того, комментарии руководства музея по итогам совещания, данные калининградской газете «Новый караван» (см. ниже), создают опасную иллюзию, что ситуация по НИС «КВП» миновала критическую стадию, согласованное решение о сохранении исторического судна уже принято, и теперь пора подумать о том, что же делать далее.
Это далеко не так.
Если Минкультуры России в ближайшее время не возьмёт на себя всю полноту ответственности за сохранность историко-культурного наследия — НИС «КВП», и не придаст судну статус полноценного объекта культурного наследия, — в чём, собственно, и заключаются функции ведомства, об этом прямо говорится в поручении Морской коллегии при Правительстве РФ — то Россия имеет шанс лишиться одного из памятников своей национальной идентификации, материального свидетельства достижений как в области освоения космоса, так и специального кораблестроения. Ведь само судно и вся его радиоэлектронная «начинка» изготовлены на отечественных предприятиях.
В апреле 2016 года, на пленарном заседании III Медиафорума Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге, в работе которого мне довелось принимать участие, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным была сформулирована концепция национальной идеи России:
— Для России, для русского человека, очень важно чувство патриотизма, чувство национальной идентификации — то, что в некоторых странах Европы утрачивается, к сожалению для них. У нас это внутри есть, у нас это в сердце — любовь к Отечеству, это очень важно. Одна из основных составляющих нашего самосознания национального, одна из ценностей и идей — это патриотизм.
Для того, чтобы воспитывать чувство патриотизма, нужны материальные символы, которые лучше всего стимулируют чувство гордости за Отечество. Для этого необходимо сохранять наглядные подтверждения тем достижениям, которыми богата наша история. Космонавтика в этом отношении обладает многочисленными объектами уникальных технических решений, свидетельствами приоритета страны в области одной из самых передовых отраслей мировой экономики.



Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку