Узник концлагеря

01.10.2016 Узник концлагеря Забыть — значит предать прошлое и настоящее. Нужно помнить и чтить тех людей, благодаря которым мы здесь и мы живы.
Из 27 миллионов погибших в годы Великой Отечественной войны соотечественников больше половины были обычным гражданским населением. Многие из них стали жертвами жестокого, бесчеловечного обращения в фашистских концлагерях, где погибло более 4,5 миллиона человек, при этом каждый пятый узник был ребёнком.
В Королёве ныне проживает около 300 ветеранов Великой Отечественной войны, более 2000 тружеников тыла и около 150 узников фашистских концлагерей.
Житель нашего города Иван Дмитриевич Манжула в самом начале войны также оказался в фашистском концлагере.

Воспоминания
Иван Дмитриевич родился в 1926 году на Украине, в Кировоградской области, в 200 километрах от Киева, в маленькой деревушке на берегу Днепра. В деревне было около ста домов. Дети учились в местной школе и работали в полях вместе с матерями, а в сезон убирали урожай.
Когда Ивану Дмитриевичу было четыре года, умер его отец. Мамы не стало в 1943 году. Его вместе с сестрой забрала к себе тётя, родная сестра матери. Иван Манжула окончил только 5 классов. Он вспоминает:
— Наш дом в деревне был с земляным полом и соломенной крышей. Тогда все дома так крыли, ничего другого просто не было.
Моя младшая сестра, когда была маленькой, тоже работала в колхозе вместе с мамой. А в войну одежду и обувь практически невозможно было достать, поэтому она сильно мёрзла и в 1948 году умерла от воспаления лёгких.

Война
«В воскресенье я шёл по деревне, смотрю — едет по дороге человек на коне и говорит, что началась война. Эти вести передали из района в наш колхоз. Я тогда побежал домой и сказал всем. Было очень страшно, мы не знали, что делать», — вспоминает начало войны Иван Дмитриевич.
Мужчин из семей, проживавших в деревне, забрали на фронт. Дети и женщины плакали, понимая что многие уже больше не вернутся никогда. В небе над деревушкой время от времени стали кружить самолёты, а в августе подошли немцы.
Большинство деревенских коров и лошадей погнали за Днепр, чтоб немцы их не забрали, а оставшийся скот распределили в каждую семью, предвидя приближающиеся голодные времена.
Немцы собрали по всей деревне оставшихся мужчин и отправили на работу. Они прокладывали дороги, возили землю на вагонетках, делали земляные насыпи по краям дорог.
Однажды Иван Дмитриевич и его товарищи отказались идти на работу. Тогда всех их вызвали в полицию и били прикладами. Правда, не очень сильно, больше в воспитательных целях, но тем не менее ощутимо.
Затем пятерых деревенских немцы в грузовых вагонах отправили в Польшу, в пересылочный концлагерь. С 1943 года Манжула находился в концлагерях на территории Чехословакии. Работали на бетонном заводе. На станках строгали дерево, добавляли стружку в раствор, а затем делали плиты. Пленные строили сборные дома, рыли каналы и траншеи, развозили песок. Кормили очень плохо, как домашний скот, условий никаких не было. Из рациона только замороженная тыква, брюква и капуста.
Самая тяжёлая работа была — возить песок на тачке. Если узники тачку нагружали не полностью, то немедленно получали по спине резиновой дубинкой. Немцы наказывали за перерывы и перекуры, впрочем, как и за любые другие послабления или отдых.
Жили узники концлагерей в бараках, спали на двухъярусных нарах. Периметр лагеря был обнесён колючей проволокой, охранялся надсмотрщиками. На работу людей выводили группами по несколько человек, без конвоя, но под присмотром мастеров.

Свобода
Конец войны Ивану Манжуле запомнился особенно:
— Кругом продолжались бомбёжки и обстрелы. Потом нас вывели в бомбоубежище, оно как раз находилось неподалёку от бетонного завода. Нас, пленных, освободили американцы. Они бомбили только немцев, не задевая лагерей и бомбоубежищ, где мы и находились. В итоге все немцы разбежались, и мы оказались на свободе.
А через месяц бывших узников погрузили в машины и передали советским властям.    
Ивану Манжуле исполнилось 18 лет, его забрали в армию, где он прослужил шесть лет — до 1951 года. Попал в часть, которую переправили в Австрию, в Вену. Там Иван учился разминировать поля и мосты. В 1946 году часть расформировали, а бойцов отправили служить в Подмосковье, в Электросталь. Оттуда Ивана командировали в Москву, в стройбат. Там военнослужащие строили Фрунзенскую набережную. Во время службы Иван Дмитриевич с сослуживцами не раз приезжал к командиру роты в подмосковный Калининград. В нашем городе ветеран познакомился с будущей женой, демобилизовался и остался здесь жить. Затем Манжула устроился в организацию «Спецстроймонтажтрест» (ССМТ), где и проработал 35 лет — с 1951 по 1986 год. Специалисты ССМТ в нашем городе строили дома на улицах Пионерской и Циолковского, цеха на заводах, а также корпуса городских больниц. В ССМТ также изготавливали трубы для водопровода и сетей отопления, различные радиаторы.

После
Сейчас Иван Дмитриевич занимается садоводством, выращивает на балконе цветы. 11 сентября он отметил свой 90-летний юбилей. Его жена Нина Филипповна отзывается о нём очень тепло, говорит, что он отзывчивый и добрый, каждую зиму подкармливает птиц.
Самыми тяжёлыми в своей жизни Иван Дмитриевич считает годы Великой Отечественной войны, время, проведённое в концлагере. По сей день с ужасом вспоминает он те страшные события…



Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку