Неизвестная революция

21.02.2017 Неизвестная революция Что мы знаем о Февральской революции 1917 года? Пожалуй, только то, что она была буржуазно-демократической, свергла монархию и предшествовала Октябрьской.
Этот информационный вакуум возник не случайно. В советское время упор делался на изучение роли Коммунистической партии в историческом развитии России, а короткая либерально-демократическая «страничка» не очень вписывалась в общую картину. В настоящее время большое внимание уделяется имперскому периоду (от Рюрика до Николая II), с которым существование буржуазной республики тоже как-то не соотносится. Вот и получается, что из общей канвы российской истории выпадает небольшой, но чрезвычайно любопытный отрезок.

*    *    *
Начнём с того, что Февральская революция в значительно большей степени, чем Октябрьская, имела характер не восстания, а военного (или, если угодно, дворцового) переворота. Страна просто была поставлена перед фактом смены власти. Другое дело, что эта смена была встречена очень сочувственно почти по всей России.
Император Николай II, принявший на себя также верховное командование русской армией, был изолирован от источников объективной информации своими генералами. Двое из них  —  начальник штаба М.В. Алексеев и командующий Северным фронтом Н.В. Рузский — сыграли важную роль в его отречении от престола.
В планы по осуществлению дворцового переворота, где ключевым координатором как раз должен был стать генерал Алексеев, входило даже физическое устранение Николая II в случае его отказа сложить власть. Большинство командующих армиями и командиров корпусов (как сейчас сказали бы — полевых командиров), находившихся на фронте, выражали готовность выступить со своими войсками на подавление восстания в Петрограде. Но эта информация не доводилась до царя.
Тот же распропагандированный питерский гарнизон стал основной ударной силой и в Октябрьском перевороте. И в том и в другом случае легитимным прикрытием смены власти был выборный орган — сначала Государственная Дума, затем — съезд Советов.
Замысел о дворцовом перевороте созрел среди либералов ещё в декабре 1916 года. Лидер партии октябристов А.И. Гучков вместе с кадетом Н.В. Некрасовым смогли привлечь на свою сторону будущего министра иностранных дел и финансов Временного правительства Терещенко, председателя Госдумы Родзянко, генералов Алексеева и Крымова.
Они планировали не позже апреля 1917 года перехватить императора на пути из столицы в ставку в Могилёве и заставить отречься от престола в пользу законного наследника. Но план был воплощён раньше, уже 1 марта 1917 года.

*    *    *
Как развивались события?
В конце февраля 1917 года из-за снежных заносов был сорван график грузовых перевозок хлеба в Петроград, пошёл слух о скором переходе на карточки. В столицу прибывали беженцы, а часть хлебопёков была призвана в армию. У хлебных лавок выстроились очереди, потом начались и беспорядки. Уже 21 февраля толпа с лозунгом: «Хлеба, хлеба!» начала громить продовольственные лавки.
Принято считать, что Февральская революция началась 23-го числа с волнения среди петроградских домохозяек, вынужденных выстаивать долгие часы в длинных очередях за хлебом. Многие из них в годы войны стали работницами ткацких фабрик.
Немного ранее, 18 февраля, рабочие одной из мастерских Путиловского завода объявили забастовку, к ним примкнули работники других цехов. Через четыре дня администрация завода объявила о закрытии предприятия и увольнении 36 тысяч человек. К путиловцам стихийно стали присоединяться  пролетарии с других заводов и фабрик.
К 23 февраля в столице бастовало около 100 тысяч рабочих с 50 предприятий. Демонстранты требовали уже не только хлеба и прекращения войны, но и свержения самодержавия.
24 февраля вся полнота власти в столице была передана командующему войсками Петроградского военного округа генерал-лейтенанту С.С. Хабалову. На этот пост он был назначен летом 1916 года, не имея необходимых для этого навыков и умений.
Он получил от императора телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжёлое время войны с Германией и Австрией. Николай». В столице должна была установиться военная диктатура, но большинство войск отказалось подчиняться. Дело в том, что Сергей Хабалов всю жизнь служил при штабах и в военных училищах и не имел необходимого авторитета среди солдат.
В своём дневнике Николай II впервые написал о революционных событиях только 27 февраля (на четвёртый день): «В Петрограде начались беспорядки несколько дней тому назад; к прискорбию, в них стали принимать участие и войска. Отвратительное чувство быть так далеко и получать отрывочные нехорошие известия!»
Вслед за Петроградом забастовала и Москва. 27 февраля она была объявлена на осадном положении, все митинги запретили. Однако предотвратить беспорядки не удалось. Ко 2 марта были уже захвачены вокзалы, арсеналы и Кремль. Власть в свои руки взяли представители созданных в дни революции Комитета общественных организаций Москвы и Московского Совета рабочих депутатов.

*    *    *
Устойчивое мнение о неспособности царского режима справляться с внешними и внутренними вызовами и обеспечить победу в войне является, с моей точки зрения, не более чем историческим мифом. Информация о якобы имевшем место безраздельном влиянии «святого чёрта» Григория Распутина на царскую чету, о моральном разложении правящей верхушки или о безволии императора не подтверждается никакими историческими документами.
«Кровавый царизм» на самом деле был весьма либерален: дал России парламент, местное самоуправление, отменил крепостное право, разрешил многопартийность и рабочие организации. Воспользовавшись этим, либералы сформировали альтернативные органы власти. Её структурами были организации либеральной общественности — Союз земств и городов и Военно-промышленные комитеты.
В результате теневая власть оказалась сильнее официальной. По иронии судьбы всё это вскоре вернулось к либералам «бумерангом». Через восемь месяцев другая альтернативная структура — Советы рабочих депутатов — свергли власть уже Временного правительства.

*    *    *
26 февраля Николай II получил телеграмму от председателя Государственной Думы М.В. Родзянко, который сообщил об анархии в столице: правительство парализовано, доставка продовольствия и топлива в полном расстройстве, на улице беспорядочная стрельба. «Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всякое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы этот час ответственности не пал на Венценосца». Но Николай II не отреагировал, а лишь пожаловался министру императорского двора В.Б. Фредериксу: «Опять этот толстяк Родзянко мне написал разный вздор, на который я ему не буду даже отвечать».
К концу дня 27 февраля царь оказался перед дилеммой — или идти на уступки восставшим, или принимать решительные меры. Он выбрал второй путь: в столицу был послан карательный отряд генерал-адъютанта Николая Иудовича Иванова, известного своей решительностью. Однако пока тот добирался до пункта назначения, изменилась обстановка в Петрограде.
На авансцену вышли Временный комитет Госдумы (с вечера 27 февраля до 2 марта 1917 года он играл роль центральной верховной власти в стране, присвоив полномочия существовавшего законного монарха, а затем сформировал Временное правительство) и Петроградский Совет рабочих депутатов.
Встретившись с Царскосельским гарнизоном, также перешедшим на сторону революции, генерал Иванов отвёл свои эшелоны от столицы.

*    *    *
Возникшие в Петрограде протесты оппозиция сочла удобным моментом для смены власти.
Предложение об отречении было вручено монарху командующим Северным фронтом генералом Николаем Рузским. Всем командующим фронтами и флотами были разосланы телеграммы с просьбой: поддержать отречение царя.
Сначала Николай II под разными предлогами пытался отсрочить решение вопроса и отказаться от отречения, но, получив известия о том, что об этом его просит высшее командование, включая и генералов штаба Северного фронта, вынужден был согласиться. «Кругом измена, трусость и обман» — известная фраза Николая II, которую он записал в своём дневнике в день отречения от престола.
Убедившись, что отречение уже неизбежно, он отрёкся за себя и за сына, в нарушение всех законов Российской империи передав власть Великому князю Михаилу Александровичу. Михаил Александрович также не рискнул принять корону, реально оценив размах революционного движения в стране. Трёхсотлетняя династия Романовых пала.
9 марта 2017 года Николай II прибыл в Царское Село уже как «полковник Романов». Накануне новый командующий войсками Петроградского военного округа генерал Лавр Корнилов лично арестовал императрицу. По воспоминаниям приближённых, царь просил оставить его в России, «жить с семьёй простым крестьянином».
Этому не суждено было сбыться. Вместе со всей семьёй и преданными слугами последний российский император был расстрелян большевиками в Екатеринбурге 17 июля 1918 года.

*    *    *
Однако из того факта, что царский режим уступил в противостоянии с оппозицией, ещё не следует, что он был недееспособен. Продержавшееся у власти совсем недолго «либеральное» Временное правительство оказалось и вовсе не способным хоть как-то наладить жизнь страны.
Именно при «временных» начался «парад суверенитетов» и развал армии. Через некоторое время (уже при большевиках) это привело к отделению от России Финляндии, Польши и Прибалтики, к массовому дезертирству
солдат и позорному Брестскому миру.

*    *    *
Конечно, русская армия в 1915 году потерпела ряд поражений, но они отнюдь не имели фатального характера, никакой угрозы для наших столиц не было, тыл по-прежнему жил мирной жизнью. «Снарядный голод», приведший к  отступлению летом 1915 года, уже давно прошёл. Потребности русской армии в оружии, снаряжении и продовольствии удовлетворялись не хуже, чем в армиях других крупных воевавших государств (и явно лучше, чем в Германии, где с конца 1915 года стала остро чувствоваться экономическая блокада).
На весну 1917 года планировалось генеральное наступление на всех фронтах. Большинство военных историков сходится во мнении, что, если бы не февральские события, в 1917-м или, в крайнем случае, в 1918 году Россия вместе с союзниками неизбежно пришла бы к победе в Первой мировой войне.

*    *    *
С другой стороны, нельзя отрицать, что монархия в России эволюционировала не в том направлении, которое было востребовано обществом. Мы пытались развиваться по западному сценарию, беря пример с союзников — Англии и Франции, что имело самые разрушительные последствия для государства.
Дальнейшие события показали, что России в ХХ столетии не были нужны ни либерализм, ни постоянно действующий парламент, ни многопартийность. Зато она остро нуждалась в социальном равенстве, отмене сословных и национальных ограничений, притоке свежих сил в аппарат власти и в модернизации экономики. Всё это (какой ценой — отдельный вопрос) ей смогли дать пришедшие к власти в октябре 1917 года большевики.



Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку