Томск

23.02.2017 Томск Часть вторая

Деревянные кружева
Через дорогу от дома купца Голованова находится «Дом с драконами». Семь причудливых резных драконов украшают фронтоны и козырёк над входом. Откуда они взялись в Томске?
Дом по заказу учителя гимназии Бронислава Быстржицкого был построен в 1917 году. Возможно, это заказчик захотел, чтобы его жилище было построено в скандинавском стиле, модном в начале XX века в России. А возможно, это результат увлечения самого архитектора В.Ф. Оржешко норвежской или китайской мифологией. Незадолго до проектирования дома он посетил Европу и мог вдохновиться увиденным. Например, одной из самых древних церквей в Норвегии — ставкирхой в г. Боргунне с четырьмя аналогичными драконами на крыше или охотничьим замком «Роминтен» в Восточной Пруссии, также увенчанным драконами.
Что касается китайской версии, то там дракон стал национальным символом. Дракон Чао Фэн охранял деревянные постройки от пожара. Его изображение помещали на торцы коньковых балок, как и на томском «доме с драконами», чтобы сторожил богатства семьи, отгонял от дома злых духов.
Рядом находится ещё один интересный дом — «Дом с жар-птицами». Построили его в 1903 году по проекту архитектора П.Ф. Фёдоровского, на тот момент, говоря современным языком, главного архитектора Томска. Землю для постройки дома купил отставной фельдфебель и купец Леонтий Желябо, а сам дом предназначался для его дочери в качестве свадебного подарка.
Здание богато украшено объёмной резьбой, её много, например, в наличниках окон. В Томске подобный тип наличника (с барочными волютами и стилизованными свитками) для других домов не характерен. Считается, что его могли позаимствовать из Тюмени, где этот тип распространён широко. А что касается украшений в виде жар-птиц, то они, скорее всего, играли роль оберега.
Дом считается символом Томска, он изображён на трёхрублёвой монете «Деревянное зодчество (XIX — XX вв.),
г. Томск» и на эмблеме торжеств по поводу 400-летия Томска.

Татарская слобода
Татары на территории нынешнего Томска жили испокон веков (как и везде на юге Западной Сибири — от Тюмени и Тобольска до саянских предгорий). И именно князь Тоян из села Эушта (находится на левом берегу Томи и входит в состав Томска) отправился в 1603 году в Москву и пригласил русских воевод построить на Томи острог для защиты от набегов киргизов и калмыков. Так что, в некотором роде, Татарская слобода древнее, чем сам Томск.
Когда-то слобода была островом, отделённым от города протокой, называемой Исток. Сейчас эта протока протекает под землёй, а местность в обиходе называется Заисток, то есть — расположенная за Истоком.
Татарская улица — одна из немногих, сохранившая своё историческое название. Здесь преобладают доходные дома, выполненные из дерева. В этих домах высокие окна, несмотря на суровый сибирский климат и длительную зиму. Богато украшены наличники, ажурные карнизы и поддерживающие их кронштейны. Красоту дополняют металлические детали: башенки, шпили, водопроводные трубы с декоративными наголовниками. В постройках этой улицы видно влияние восточной культуры.
Красная мечеть в татарской слободе — уже третья по счёту, стоящая на этом месте. Две предыдущие, деревянные, сгорели. Название она получила по цвету стен из неоштукатуренного красного кирпича. Краткая история постройки мечети такова.
В XVI — XVIII вв. в городе появляются переселенцы из Средней Азии, принеся с собой ислам. А после отмены крепостного права и проведения земельной реформы в Сибирь перебираются семьи из европейской части страны. В числе переселенцев — семья А. Хамитова из Пензенской губернии. Его старший сын, закончив медресе в Бухаре, становится указным (т. е. назначенным указом императора) муллой Томской губернии и в 1901 году закладывает строительство исламского комплекса с каменной (красной) мечетью и школой. А основную часть денег на строительство выделил младший сын, купец и меценат. Через несколько лет была построена и вторая (белая) мечеть в стилистике бухарской архитектуры.
(Окончание следует)



Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку