«Ритму» — 50!

25.03.2017 «Ритму» — 50! В конце февраля, в одном уютном и гостеприимном заведении нашего города, при стечении значительного числа гостей, произошло событие, не отметить которое в столь домашне-торжественной обстановке было бы просто невозможно: джазовому коллективу-семье «Ритм» исполнилось 50 лет!
Кто бы мог предположить пять десятилетий назад, что все они как-то так незаметно пролетят, а «Ритм» останется!
А начиналось всё осенью 1966 года, когда к Василию Матвеевичу Борисову, директору общеобразовательной школы №8 (увы, с 2003 года, как таковой, её уже нет, теперь в этом здании находится Технологический университет), обратился сотрудник Завода экспериментального машиностроения (и по сей день входит в состав ПАО «Энергия» имени С.П. Королёва») Борис Васильевич Коробков с замыслом организации на базе этой школы джазового коллектива.
Предложение казалось тем более нестандартным, если вспомнить, что в тот период страну просто захлестнула волна «разнокалиберных» самодеятельных ВИА — вокально-инструментальных ансамблей. Но Боб (так он себя называл) Коробков был приверженцем джаза, сам его играл и теперь озаботился развитием в нашем городе именно этого направления музыкальной культуры с привлечением молодёжи. А было тогда ему — просто страшно сказать — аж 24 года! Тем не менее его аргументы и позиция были услышаны, поняты и приняты. Так сложились начальные условия для организации коллектива, получившего с лёгкой руки Коробкова и свое название — «Ритм».
Теперь следовал следующий этап: набор состава будущих музыкантов-джазменов. И здесь удалось обойтись своими внутренними ресурсами — учащимися 9-х классов школы №8. Ими оказались Виталий Черкасов — соло-гитара, Александр Шмелёв — ударные, Андрей Бритиков — бас-гитара и Александр Тишин — баян. Чуть позднее удалось подобрать (правда, со стороны) и клавишника — это Александр Малышев.
И пусть читателей не смутит не вполне джазовый состав перечисленных музыкальных инструментов. Прочих в то время просто не было! Более подобающий их ряд сложился несколько позднее, при появлении возможностей, уже в период становления группы «Ритм-2».
Начинали тогда с самого простого. Единственнымии капитальными инструментами коллектива были рояль, стоявший в актовом зале школы, и радио-усилитель от кинопроекционной установки «Украина», стараниями умелых рук Коробкова преобразованный во что-то более стильное (но только на внешний вид). Остальные инструменты — собственность каждого музыканта. Актовый зал и стал местом репетиций.
Главную проблему составляла ударная установка: её в домашних запасах не случилось. Но опять-таки усилиями Коробкова, с привлечением его друзей и коллег, которые, кстати, очень помогли на начальном этапе обучения «зелёных» учеников-музыкантов, удалось разнообразными правдами-неправдами одалживать составляющие этой «музыкальной кухни» на стороне. Но с самого начала для хранения имущества «Ритма» школа смогла изыскать пусть крошечное, но отдельное помещение.
Все «ритмачи» первого состава вполне отчётливо представляли, что такое джаз вообще, полностью разделяли взгляды Коробкова, но реально сколько-нибудь сложившихся профильных навыков, естественно, не имели. Определённое музыкальное образование в объёме музыкальной школы было только у Малышева и Бритикова. Но там джазу, его традициям, направлениям, специфическим исполнительским приёмам, искусству импровизации, как и образу джазового мышления, не учили.
Здесь в качестве некоего аналога вполне уместно провести ситуационную параллель с историей, много позднее показанной в художественном фильме «Мы из джаза».
Но репетиции и руководство Коробковым стали приносить вполне осязаемые  плоды. «Ритм» приобрёл известность в городе, и через какое-то время его стали приглашать на свои мероприятия различные школы и сторонние организации и учреждения.
Руководство школы №8 постоянно держало деятельность «Ритма» в сфере своих забот и интересов. Общее руководство и курирование поручили Иде Самсоновне Авакимовой — в то время заместителю директора по воспитательной работе (позднее она на многие годы стала директором этой школы), очень заинтересованному, энергичному и заботливому педагогу. И совершенно замечательной женщине! Поэтому отношения между ею и ансамблем сложились вполне доверительные и уважительные. Тем более что большая часть «ритмачей» относилась к неформальному активу учащихся. Например, Бритиков, Черкасов и Шмелёв входили в состав школьной команды КВН (автор этой статьи был её капитаном). Коробков активно участвовал в реализации и этого проекта (эта практика продолжилась и позднее). Значительную поддержку всему делу оказывала его супруга — Нина Ивановна. Их дом (а это была комната в коммунальной квартире) был всегда гостеприимно открыт.
Спустя год стало очевидно, что в первом приближении замысел удался. Однако время на месте не стояло, и существующий состав «Ритма», обучаясь в выпускных классах, скоро должен был покинуть стены школы. Коробков своевременно и стратегически прозорливо начал подбор нового состава. Ими стали ученики 7-х классов, и первый состав в меру своих возможностей успел кое-что передать из усвоенных навыков. Но, разумеется, главной движущей силой, педагогом и идеологом процесса был сам Коробков. Этому способствовали и сложившийся у него опыт работы с первым «Ритмом», и расширение состава наличных инструментов и аппаратуры, и, самое главное, больший резерв времени для работы с новой сменой. Объективно «Ритм-1» успел весьма немного, но его становление и определённый наработанный авторитет позволили передать эстафету уже «Ритму-2», участники которого до сих пор продолжают активно заниматься джазовой музыкой.
А всего под руководством Коробкова были созданы и воспитаны 13, сменявшихся по закону преемственности, коллективов семейства «Ритм», через которые, каждый в своей степени, прошли многие десятки участников. Общему развитию способствовало немаловажное обстоятельство: большая часть «ритмачей», покидая школу, не прерывали своих личных и музыкальных контактов со своей «альма-матер» и его бессменным руководителем. Это стало залогом создания чего-то вроде клуба единомышленников. К сожалению, в газетной публикации, как бы этого ни хотелось, упомянуть фамилии всех просто невозможно, и, надеюсь, никто в претензии не будет.
Совершенно необходимо упомянуть о ещё об одной ипостаси существования и деятельности «Ритма». У Коробкова, работника Контрольно-испытательной станции (КИС) ЗЭМа, сложились дружеские отношения с Валерием Алексеевичем Красиным, которого профсоюзный комитет предприятия командировал в качестве директора пионерского лагеря «Восход» (в зимнее время года эта территория использовалась и как база отдыха) НПО «Энергия» под Загорском (ныне Сергиев Посад). Это знакомство и естественная заинтересованность директора лагеря иметь под своим крылом музыкальный коллектив, в котором он был доверительно совершенно уверен, привело к тому, что «Ритм» на много лет прописался на летние периоды в пионерлагере «Восход» и стал там как фундаментальной и разнообразной опорой директору, так и непременным участником повседневной культурной жизни. Без него не обходилось ни одно сколько-нибудь заметное мероприятие в лагере и за его пределами в рамках контактов с коллегами. А в случае нужды «ритмачи» были и действенными помощниками в лагерном хозяйстве.
Через некоторое время Красина на посту директора лагеря сменил опять-таки работник КИСа Александр Леонидович Сергиенко, и содружество «Ритма» и «Восхода» ещё более укрепилось. Сейчас уже невозможно даже просто попытаться перечислить хотя бы какие-то главные затеи и сценарии, подчас феерически-полуфантастического исполнения, авторами и ведущими участниками которых оказывались «ритмачи». Не прерывался и репетиционный процесс. При этом следует подчеркнуть, что вся эта многоплановая деятельность поддерживалась профсоюзным комитетом предприятия.
Как это всегда случается при наличии энергичного и творческого ядра, постепенно вокруг «Ритма» сложилась когорта друзей, помощников и сотоварищей, чьи взаимоотношения во множестве сохраняются до сих пор.
После расформирования школы №8, вследствие технических причин, оказалась утрачена уже фундаментально сложившаяся там репетиционная база. Однако руководитель нового высшего учебного заведения (КИУЭС) Татьяна Евгеньевна Старцева сочла возможным и целесообразным предоставить «Ритму» подходящее помещение на территории своего филиала, где до настоящего времени «Ритм» и продолжает свою репетиционную практику.
Давно нет школы №8. Нет и пионерского лагеря «Восход» (его открыли в 1952 году для летнего отдыха детей сотрудников НИИ-58 В.Г. Грабина, и в своём первоначальном виде он был в основном и построен силами и энтузиазмом коллектива института). Увы, нет и части творческого состава музыкальной семьи «Ритма». В 2013 году не стало и Бориса Васильевича Коробкова. Но дело, им начатое, живёт и развивается. Именно этому было посвящено прошедшее праздничное мероприятие, где ведущую организационную роль и основные хлопоты взяла на себя Алла Коробкова — дочь Бориса Васильевича. Было многолюдно, нарядно, весело, весь вечер играл сборный состав «Ритма», прозвучала масса воспоминаний и песен. Будет сформирован итоговый видеоотчёт с изрядной подборкой ретроспективных фотографий разных лет.
Таким образом, «Ритм» вступил в шестое десятилетие своей истории, и есть все основания считать, что его путь будет успешно продолжен.
Значит, верной дорогой идём, товарищи!



Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку