Старейшая школа города

03.10.2017 Старейшая школа города В альманахе «Подмосковный летописец» исследователь-краевед В. Щипин написал о том, что болшевская школа была первым средним учебным заведением в Болшеве и его окрестностях! До её открытия можно было получить только начальное образование. А те, кто хотел учиться дальше, вынуждены были совершать ежедневные поездки в Москву.
Ещё в 1921 году несколько родителей объединились в «Общество организации новой средней школы». Возглавила эту группу Мария Павловна Романова. Ей помогали муж Сергей Иванович, один из руководителей Мытищинского сельхозтоварищества, врач малярийной станции Владимир Алексеевич Самойло и инженер-строитель Вячеслав Васильевич Чихачёв.
Как пишет В. Щипин, «Общество» провело собрания жителей Болшева, Буркова, Старых Горок, Валентиновки и на основании резолюций этих собраний добилось у Московского отдела народного образования решения об открытии школы. Мытищинское сельскохозяйственное товарищество, Северная железная дорога и Болшевская мануфактура (её восстановлением занимался В.В. Чихачёв) взяли на себя финансирование, а Московский комитет помощи раненым и больным красноармейцам выделил помещения из числа закреплённых за комитетом конфискованных дач.
Но – не было квалифицированных преподавателей. И тогда родители обратились в Петроград к одному из основателей Выборгского коммерческого училища, редактору журнала «Педагогическая мысль» В.А. Герду. Он порекомендовал новой школе замечательного организатора и педагога Александра Людвиговича Савича, преподавателя русского языка и литературы Выборгского коммерческого училища при Путиловском заводе. Кроме того, Герд лично приехал в Москву и занялся подбором преподавателей. Так в новый коллектив пришла Наталья Ивановна Воронцова-Вельяминова, учитель немецкого, французского и английского языков, переводчица Шекспира; словесники Александра Николаевна Савич и Екатерина Петровна Михайлова, раньше работавшие в частных гимназиях; Анна Георгиевна Малова, учительница музыки и пения; Надежда Петровна Гусева из московской гимназии Алфёровых; Нина Васильевна Танашевич, художник-педагог, выпускница Строгановского художественно-промышленного училища; Алексей Николаевич Хмелёв, лучший учитель истории Москвы, другие педагоги-энтузиасты, которые пришли в Болшевскую среднюю школу добровольно, а не по назначению.
Тогда у болшевской школы было несколько зданий в бывшем имении В.Г. и Е.В. Сапожниковых в Жуковке на крутом берегу Клязьмы.
Летом 1922 года А.Л. Савич и весь только что собранный педагогический коллектив взялись за создание школы. Нужно было не только решить все хозяйственные вопросы, но и разработать учебную программу, составить учебный план, собрать учеников, желающих учиться в новой школе. Двадцатые годы были временем педагогического новаторства, свои программы пробовали А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский. Александр Людвигович Савич решил внедрить в Болшевской средней школе принципы воспитания и преподавания, которые разрабатывались педагогами Путиловского и Выборгского училищ: коллегиальность педагогической работы, выборность педагогов и директора, сотрудничество педагогов и родителей. Изюминкой программы стал исследовательско-экскурсионный метод обучения.
А.Л. Савич проповедовал идею детского самоуправления. Его идеалами были общечеловеческие ценности культуры и искусства. Но главным он считал фундаментальную образовательную подготовку. Педагогам хотелось, чтобы Болшевская школа стала образцом для всех школ округи. Планировалось, что она будет 9-летней, но сначала набрали учеников только по 8-й класс. Предполагалось, что учащиеся, которые закончат полный курс обучения, получат удостоверения, дающие право поступать в институт без экзаменов.
И вот, с опозданием на месяц, 5 октября 1922 года, школа была открыта. Классы разместились в трёх дачах. Одну занимали подготовительные классы под руководством Александры Николаевны Фёдоровой, другую – средние классы. А третью дачу – двухэтажное здание – занимали классы второй ступени (то есть там учились старшеклассники). Ещё одна дача была выделена под квартиру педагогам. И там могли переночевать учителя, которые приезжали проводить уроки из Москвы.
За парты в первый год сели 237 учеников – 117 мальчиков и 120 девочек. Больше всего учеников было в младших классах – по 40 человек и даже больше. Но в 7-м классе было уже всего 10 учеников, а в 8-м только 9. По возрасту классы тоже были неравными – в 4-м классе ребятам было по 11–15 лет; в 5-м – кому 12, а кому и 16; в 6-м были 14–17-летние ученики. Ребята отличались и по уровню подготовки, и по социальному происхождению – были дети из семей учителей, врачей, рабочих и из семей богачей-нэпманов.
Ребят сразу привлекли к организации работы в школе. В ноябре 1922 года в состав совета школы были выбраны семиклассница Юля Романова, восьмиклассник Петя Проскурнев, шестиклассник Репников и пятиклассник Струков (к сожалению, имена восстановить не удалось). Совет решал проблемы с учебниками, с наглядным материалом (что-то делали сами в школьном кооперативе), даже – с отоплением. К рождественским каникулам учителям удалось сравнять уровень подготовки учеников во всех классах, особенно по математике. А ещё ребята очень много занимались внешкольной работой. К 17 декабря, который был назначен днём открытия школы, был поставлен спектакль «Ставр Годинович». Также ребята поставили в болшевском клубе ёлку для 250 дошкольников. В мае организовали митинг, на котором присутствовали иностранные рабочие из Коминтерна.
Современным школьникам, в том числе и ученикам гимназии «Российская школа», будет интересно узнать, что в старших классах только что созданной Болшевской средней школы было 36 учебных часов в неделю, то есть больше, чем рекомендовал Наркомпрос. С 4-го класса был обязательным немецкий язык, а с 7-го вводилось преподавание французского. В трёх старших классах было по шесть уроков в день, в трёх средних – пять уроков и два дня – по шесть уроков. Во 2-м классе – четыре урока, в 1-м – три; эти классы считались приготовительными. Была трёхбалльная система оценок: «успешно», «не вполне успешно» и «не успешно». Причём в других школах тогда оценки были отменены.
В школе был летний семестр, когда оценки не ставились и не задавались домашние задания, а все занятия проводились на воздухе. Продолжался он два месяца. А учебное время распределялось так: три дня в неделю экскурсии и занятия на воздухе, два дня – обработка собранных материалов, один день – эстетическое воспитание. В обязательном порядке каждый класс, начиная с 4-го, в ходе летнего семестра должен был совершить минимум одну дальнюю двухдневную экскурсию или двухдневный поход.
Вот как вспоминает свои летние семестры Елена Вячеславовна Чихачёва: «Я занималась в летней школе с четвёртого по шестой класс. Обследовала усадьбу бывшего фабриканта Сапожникова, в которой размещалась наша школа, а также работала в деревне Бурково и на Куракинской фабрике. При обследовании усадьбы в 1923 году задание по математике в нашей группе заключалось в обмере и составлении плана части усадьбы. Инструменты мы применяли для этого самые простые: расстояния измеряли рулетками, углы – транспортирами. Каждый рисовал план самостоятельно. Потом сравнивали и рисовали общий план. Вот когда нам понадобились наши школьные знания. Они из абстрактных сразу превращались в конкретные навыки»… «Задание по физике состояло в изучении гидростанции на реке Клязьме, приводившей в движение станки…»
Такие воспоминания с примерами практики по самым разным предметам подробно описаны в альманахе «Подмосковный летописец» №4 от 2012 года в статье «Школа новаторов в Болшево».
Интересное исследование об истории Болшевской средней школы №1 провёл её выпускник Владислав Бородич. Он пишет, что ещё в 1775 году был принят законодательный Акт «Об организации при вновь создаваемых в России приказах общественного призрения народных школ, больниц, богаделен, приютов и дворянской опеки за ними». И на основании этого указа в 1776 году князь Пётр Иванович Одоевский – родной внук князя Михаила Юрьевича – с высочайшего разрешения предоставил село Большово (так тогда писалось Болшево) с деревнями в распоряжение попечительского комитета на содержание учреждённого им убежища для бедных. И благодаря этому при доме для бедных была открыта такая школа, законоучителем в которой был дьяк Иван Алексеев Никольский, а учителем Александр Иванов Корнеев.
В 1863 году в Болшеве открылось трёхлетнее училище «с целью доставить детям местного населения бесплатное обучение чтению, письму, священной истории и первым правилам арифметики». Оно размещалось в специально построенном для него одноэтажном кирпичном доме, крытом железом. Сейчас это – здание библиотеки имени Дурылина. После революции школа так и осталась трёхлетней. А первая средняя железнодорожная школа была открыта 5 октября 1922 года. И мы знаем её как Болшевскую среднюю школу №1, а теперь – «Российскую школу».
И мне, также окончившей Болшевскую среднюю школу №1, хочется поздравить всех педагогов и учеников, всех выпускников школы с её днём рождения.
Надежда КУЛАКОВА

Из краеведческих записок бывшего ученика БСШ №1 Владислава Бородича
Послевоенный период
Очень большие трудности испытывала школа во время Великой Отечественной войны: не было дров и соответственно холодно, но обучение не прерывалось. Отмечу особо, что учащимися школы был собран металлолом, которого хватило на производство самолёта, за что школе была вручена грамота от имени Правительства СССР.
Чуть позднее в малом здании школы (дача №2) был организован детский дом с интернатом, в котором воспитывалось до ста детей. В 1948 году интернат с воспитанниками был перевезён на юг страны. Кстати, здание, о котором идёт речь, ещё до середины 60-х годов прошлого века использовалось как учебное – там были начальные классы, в которых учился и я.
Итак, до 1948 года Болшевская железнодорожная школа №7 занимала четыре здания: два находились рядом с церковью Космы и Дамиана (начальные классы) и два – на берегу Клязьмы в усадьбе Сапожникова. В связи с таким разбросом и, естественно, большим неудобством и для учеников, и для учителей, в 1948 году её разделили на школу №7 (среднюю) и №9 (начальную).
Через два года (утром 27 декабря 1950 г.) главное здание Болшевской школы №7 сгорело. Несмотря на это ЧП,  во многом благодаря усилиям завуча Тихомировой Антонины Ивановны, школа продолжила свою работу – обучение было организовано во втором малом здании (дача №2). Конечно же, было трудновато: учились в три смены, иногда по два класса в одном помещении, не хватало наглядных пособий (сгорели)… Но справились, выстояли!
Только через семь долгих лет (1957 г.) на месте сгоревшей школы было построено новое здание на четыреста мест. Школа была передана в ведение РОНО и получила название «Болшевская средняя школа №1».



Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку