Ракетам дать движение

23.10.2017 Ракетам дать движение 24 октября исполнится 109 лет со дня рождения генерального конструктора предприятия КБхиммаш, Героя Социалистического Труда, кавалера четырёх орденов Ленина, лауреата  Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук, Почётного гражданина нашего города Алексея Михайловича Исаева.
Пожалуй, нет в стране ни одного руководителя ракетно-космического предприятия, сотрудничавшего с Алексеем Михайловичем Исаевым, который не отдал бы должное таланту и обаянию создателя ракетных двигателей. Все они отмечали полную раскрепощённость и нестандартность мышления, но самое главное – его простоту. Он был самим собой везде, всегда и при любых обстоятельствах.
Трудовой путь Алексей Михайлович начал в должности инженера. Работал на Урале, на Днепрострое. Но ни горное и обогатительное дело, ни металлургия и строительство не давали того удовлетворения от работы, которое появилось у него после прихода в самолётостроение. Исаев начал работать в группе шасси и механизмов конструкторского бюро завода №22. Одновременно поступил на 3-й курс авиационного института. Когда приступили к разработке проекта нового истребителя-перехватчика, Алексей Исаев впервые столкнулся с аббревиатурой ЖРД (жидкостный реактивный двигатель). Двигательная установка самолёта состояла из одного ЖРД. Истребителю присвоили индекс «БИ» – Березняк – Исаев, в то время молодой специалист Александр Яковлевич Березняк работал в группе Исаева. В 1941 году был готов планёр, а 15 мая 1942 года лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи впервые поднял в воздух самолёт с жидкостным реактивным двигателем. Чтобы ускорить доводку двигателя и продолжить лётные испытания самолёта, по решению руководителя конструкторского бюро В.Ф. Болховитова в его ОКБ было создано конструкторское бюро двигателей, начальником которого назначили Алексея Исаева. С этого времени словосочетание  «жидкостный реактивный двигатель» стало обозначать магистральное направление в его творчестве. Двигатели ОКБ Исаева постоянно совершенствовались. В 1959 году конструкторское бюро, работавшее в составе НИИ-88 как ОКБ-2, было выделено из института. Позже оно стало называться КБхиммаш. Ныне предприятие носит имя Исаева.
Личность Алексея Михайловича Исаева – тема отдельного исследования. О нём и при жизни ходили легенды. Например, то, что главный конструктор крупного ракетно-космического предприятия по утрам ехал на работу из Москвы в Подлипки на мотоцикле, а следом двигался служебный автомобиль, становилось причиной министерского гнева. Или о том, что однажды Исаев для выплаты сотрудникам премии продал собственный «Москвич». А почему лучшей столовой на территории, где располагались несколько предприятий, считалась исаевская? Да потому, что Алексей Михайлович, заняв очередь, двигался с подносом к кассе вместе с инженерами и рабочими. А кто ещё мог, кроме Исаева, – Героя Социалистического Труда, кавалера четырёх орденов Ленина, лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук – категорически отказаться от избрания членом-корреспондентом Академии наук СССР? «Я инженер, а в Академии наук учёные! Нельзя дискредитировать ни статус учёного, ни профессию инженера!» – такой была аргументация отказа. На том и стоял.
Алексей Михайлович ушёл из жизни неожиданно в 1971 году. Ему было всего 62 года. На Новодевичьем кладбище и на территории КБхиммаша установлены одинаковые памятники. На родном предприятии, которому Исаев посвятил всю свою жизнь, создан музей с великолепным  демонстрационным залом, где выставлены лучшие образцы двигателей и двигательных установок.
Под руководством Алексея Исаева предприятие разработало множество двигателей и двигательных установок, работавших на различных компонентах топлива. Двигатели Исаева устанавливались на пилотируемые корабли «Восток», «Восход», «Союз», автоматические межпланетные и лунные станции «Марс», «Венера», «Луна», «Зонд» и многие спутники связи. КБхиммаш стало единственным предприятием в стране, производящим двигательные установки.
В наши дни используются более 40 двигателей и двигательных установок, созданных исаевцами, – в авиации, на ракетах-носителях сухопутного и морского базирования, боевых ракетах военной авиации и наземной ПВО, пилотируемых космических кораблях и станциях, в космических аппаратах. Базовый блок и все модули станции «Мир» были оснащены исаевскими ЖРД.



Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку