Космическое противостояние

15.11.2018

Суборбитальный многоразовый самолет-разведчик ВВС США X-37B.jpg

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по этой программе начались в США ещё в сентябре 1969 года (через пару месяцев после высадки человека на Луне), хотя официальной датой их начала считается 5 января 1972 года, когда программу утвердил президент Соединённых Штатов Ричард Никсон.
Система «Спейс Шаттл» являлась вполне реальной угрозой, способной пошатнуть сложившийся между СССР и США баланс сил. Американский космический «челнок» мог выслеживать советские космические аппараты, изучать и уничтожать их. Даже габариты грузового отсека корабля «Спейс Шаттл» были выбраны исходя из возможности захвата, размещения в отсеке и возвращения в нём на Землю пилотируемой орбитальной станции «Алмаз».
Кроме того, в этом грузовом отсеке можно было разместить до 30 ядерных управляемых боеголовок. Во время манёвра возврата с орбиты по традиционной трассе, проходящей с юга над Москвой и Ленинградом, «шаттл» мог сделать некоторое снижение — «нырок» — и сбросить ядерный заряд в районе этих городов.

* * *

Масштабный и амбициозный проект Space Shuttle по многим важнейшим показателям не оправдал связанных с ним надежд.
По расчётам «отца» «шаттлов» Джорджа Мюллера, средняя стоимость запуска «челнока» должна была равняться 1–2,5 млн $. На деле же средняя стоимость запуска «шаттла» составляла около 450 млн $. Общая стоимость проекта возросла с 5,2 млрд в 1971 году до 10,1 млрд $ в 1982 году (в итоге на программу пришлось израсходовать около 12 млрд $).
В ходе эксплуатации системы «Спейс Шаттл» выяснилось, что она не обеспечивает достаточную надёжность полётов в космос, особенно во время запуска. Это стало очевидно всем только после катастрофы «челнока» «Челленджер», случившейся в небе Флориды 28 января 1986 года при двадцать пятом запуске транспортного корабля системы «Спейс Шаттл».
В результате катастрофы погибли семь американских астронавтов. Только прямые убытки от катастрофы «Челленджера» составили почти 2 млрд долларов, из которых примерно 1,5 млрд приходилось на сам «Челленджер». Кроме того, вместо него американцам пришлось построить новый аппарат, получивший название «Индевер».
До катастрофы «Челленджера» считали, что с помощью «шаттлов» ежегодно можно будет произвести от 20 до 24 запусков, поэтому американцы собирались в будущем практически отказаться от применения одноразовых ракет-носителей. На практике за всё время эксплуатации «челноки» запускались в среднем 4,5 раза в год. В общей сложности все пять «челноков» совершили за 30 лет всего 135 полётов, два из которых закончились катастрофой.
Вместо уменьшения стоимости доставки грузов на орбиту на два порядка (с 2 тысяч $ для ракеты-носителя «Сатурн-V» до уровня 40–100 $ за килограмм) «Спейс Шаттл» на деле оказался одним из наиболее затратных способов этой доставки. Поэтому не могло идти и речи о том, что подобные космические «челноки» выгоднее одноразовых носителей.
Не оправдались надежды и на быструю подготовку кораблей к новым полётам. Вместо ожидаемого срока в две недели между стартами «шаттлы» могли готовиться к запуску месяцами. Технические системы «Спейс Шаттл» оказались достаточно трудоёмкими в обслуживании, а грузоподъёмность «челнока» оказалась на 5 тонн ниже требующейся военным (24,4 тонны вместо 30 тонн).
Эти и многие другие факторы в совокупности привели к тому, что продолжать реализацию программы «Космическая транспортная система» (так официально называлась программа Space Shuttle) было признано нецелесообразным. Она была завершена в 2011 году. Действующие «шаттлы» списали и отправили в музеи.

* * *

Тем не менее от идеи создания многоразового космического корабля американцы не отказались. В настоящее время ими разрабатывается сразу несколько перспективных космических кораблей. Концепция орбитального самолёта нашла применение в проекте «X-37» компании «Boeing». Можно сказать, что суборбитальный многоразовый беспилотный самолёт-разведчик «Boeing X-37В», созданный в рамках секретной военной программы, является «младшим братом» «Шаттла» — он очень похож на него визуально.
«Мини-шаттл» способен выходить на орбиту и приземляться по той же схеме, что и аппараты серии Space Shuttle. Длина многоразового орбитального самолёта — 8,83 метра, что в четыре раза меньше, чем у «шаттла», а размах крыльев — 4,6 метра.
Аппарат может летать на низкой орбите, в стратосфере и атмосфере, самостоятельно выводить на орбиту спутники-разведчики, переносить полезную нагрузку массой до 900 кг. Подробно назначение и задачи, для которых ВВС США используют этот орбитальный самолёт, не разглашаются.
Из открытых источников известно о пяти космических полётах аппарата «X-37B» — в 2010-м, 2011-м, 2012-м, 2015-м и 2017 годах. Примечательно, что в 2017 году «X-37B» был запущен с помощью ракеты-носителя Илона Маска «Falcon 9», при этом первая ступень ракеты совершила успешную посадку на площадке посадочной зоны.



Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку