Прерванный полёт

15.11.2018 1-buran.jpg1979 год. Окончен ленинградский Военмех, я с группой однокурсников попал в Подлипки, в НПО «Энергия». Лёгкая рука заместителя гендиректора по кадрам Георгия Михайловича Паукова направила меня в конструкторский отдел 023, где начальником был ветеран войны Геннадий Александрович Фадеев. С благодарностью вспоминаю своих первых руководителей: начальника сектора Анатолия Лукьяновича Пискуна и начальника группы Петра Петровича Халдеева. Отдел занимался ракетой-носителем «Энергия», а конкретно — её боковыми жидкостными ускорителями, так называемыми блоками А. В основу каждого блока была положена боевая ракета среднего класса «Зенит». Коллектив конструкторского сектора, в котором я трудился, создавал для неё новый хвостовой отсек, а также похожую на птичий клюв верхнюю часть. Снаружи к блоку пристыковывались закрытые обтекателями порохового двигателя разделения.
Нужно ли говорить, сколько сил, энергии, ума было вложено в этот проект огромной армией специалистов предприятий-смежников. Шутка сказать, кооперация насчитывала около 1200 предприятий Советского Союза! Мне часто приходилось ездить в командировки на Байконур и на заводы, где изготавливались узлы и целые отсеки наших блоков.
Особо хочется вспомнить Байконур, который на долгие месяцы становился нашим родным домом. Обычно нас селили в одной из гостиниц площадки №113 — небольшого «городка» в степи. Работать доводилось в основном на соседней, 112-й площадке, в гигантском здании монтажно-испытательного корпуса (МИКа). Здесь в сборочных цехах шла напряжённая, часто круглосуточная работа. Мы, конструкторы, трудились бок о бок со сборщиками, работниками ОТК, представителями военной приёмки, смежниками из различных организаций Советского Союза. Это удивительное состояние — ощущать себя участником великой эпопеи, в которой заняты тысячи людей, сотни предприятий со всей страны! Работали не за страх, не за длинный рубль, не ради получения каких-то льгот или привилегий. Сопричастность к великой идее, желание достойно выполнить поставленную задачу — вот что заставляло нас в те годы усердно трудиться, не считаясь со временем и не требуя материальных поощрений.
Первый запуск ракеты-носителя «Энергия» (без «Бурана») был произведён в мае 1987 года. Он показал надёжность созданной конструкции.
Второй пуск планировался на начало ноября 1988 года. В составе группы конструкторов отдела 023 я в это время был на Байконуре. Мы тщательно готовили «Энергию» с «Бураном» к старту. Сама ракета-носитель находилась в огромном монтажно-заправочном корпусе (МЗК) в горизонтальном положении. Шла круглосуточная работа, завершались последние приготовления к её запуску. Мы, конструкторы, дежурили тут посменно, оперативно решая возникающие при сборке и испытаниях вопросы.

bbur148.jpg

Наступил долгожданный момент. К ракете-носителю пристыковали орбитальный корабль «Буран», и эту могучую, поражающую воображение систему на специальном транспортно-установочном агрегате, с помощью четырёх тепловозов, медленно повезли из МЗК в сторону стартового комплекса. Мощные домкраты перевели носитель с кораблём в вертикальное положение, произошла сцепка со стартовым столом, к «Энергии» подвели башни обслуживания.
Объявили дату запуска — 15 ноября. Днём раньше началась предстартовая эвакуация людей из прилегающих к пусковому комплексу гостиничных городков. Мотовозы и автобусы увозили работников на ночь за несколько десятков километров от старта.
Утро 15 ноября выдалось хмурым. Дул сильный порывистый ветер, нависла низкая облачность, погодные условия — почти критические для запуска. Однако в 9.00 местного времени «Энергия» с «Бураном» успешно стартовали.
«Энергия» выполнила свою задачу безупречно. Выработав почти всё топливо, в заданный момент блоки А отделились от центрального блока. На высоте примерно 150 км отделился и он, и орбитальный корабль «Буран», включив маршевые двигатели, вышел на околоземную орбиту. Он благополучно дважды обогнул нашу планету и почти через три с половиной часа полёта в автоматическом режиме приземлился на специальной посадочной полосе, построенной в двенадцати километрах от стартового комплекса.
Мы ликовали! Многолетний труд увенчался успехом! Нас пригласили в монтажно-испытательный корпус, где прошёл торжественный митинг. Перед нами выступили министр общего машиностроения СССР Виталий Догужиев, генеральный конструктор проекта Юрий Семёнов, главный конструктор «Бурана» Глеб Лозино-Лозинский и другие руководители космической отрасли. Они тепло поздравили собравшихся с новым достижением в освоении космического пространства.
15 ноября 1988 года — особый день в истории отечественной космонавтики. Мир в очередной раз убедился в том, что нам по плечу воплощать в жизнь самые грандиозные идеи. Наша страна получила могучее средство для решения научных, народно-хозяйственных и иных задач, связанных с использованием космического пространства.
Мы уже готовили следующую ракету-носитель «Энергия» к полёту, когда набравшая обороты перестройка перечеркнула наши надежды. Советский Союз уже шёл под откос…



Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку