Космическое расследование

12.12.2018

photo_2018-12-12_13-20-13.jpg

Говорят, что понедельник – день тяжёлый. И вы знаете, я бы с этим согласилась, если бы не вторник. Вот уж действительно день, который требует работы в полную силу, терпения и упорства. Но, как бы там ни было, пожалуй, для российских космонавтов Олега Кононенко и Сергея Прокопьева он выдался по-настоящему непростым и очень ответственным. 11 декабря был осуществлён беспрецедентный по сложности выход в открытый космос.
Казалось бы, работой на внешней стороне Международной космической станции уже не удивишь, да и для Олега Кононенко, например, это далеко не первый выход в открытое космическое пространство, за его плечами до вторничной операции их было уже три общей продолжительностью 18 часов 27 минут.
Но эта операция разительно отличалась от предыдущих. Её главной задачей была проверка отверстия на внешней поверхности бытового отсека корабля «Союз МС-09» с вскрытием теплоизоляции и панели противометеоритной защиты. К слову, операция по вскрытию противометеоритной защиты корабля в космосе проводилась впервые в истории космонавтики!
photo_2018-12-12_13-20-18.jpgНапомню, 30 августа на МКС неожиданно упало давление. Причиной стала утечка воздуха в «Союзе» через двухмиллиметровое отверстие бытового отсека корабля. Космонавты заделали отверстие герметиком. Госкорпорация «Роскосмос» ведёт расследование обстоятельств повреждения корабля «Союз МС-09». На Кононенко и Прокопьева была возложена важная миссия в рамках внекорабельной деятельности (ВКД) обследовать дырку в обшивке корабля снаружи — это поможет точнее установить причины её появления.
Выходной люк стыковочного отсека «Пирс» (СО1) был открыт в 18.59 мск 11 декабря и закрыт вернувшимися на борт станции космонавтами в 02.44 мск 12 декабря. Экипаж российского сегмента Международной космической станции пробыл за её пределами почти восемь часов — 7 часов 45 минут, что почти на полтора часа больше запланированного. Космонавты работали в скафандрах нового поколения «Орлан-МКС».
Сопровождение выполнения космонавтами работ в открытом космосе обеспечивали специалисты Центра управления полётами и Главной оперативной группы управления (ГОГУ РС МКС).
Миссия была рискованной и трудной в исполнении. Это понимали все, кто следил за ходом операции. Мы, кто находился в этот момент в ЦУПе, слышали переговоры космонавтов и специалистов. Мне кажется, что в этот момент почти каждый из нас почувствовал себя свидетелем то ли сложнейшей хирургической операции, то ли процесса съёмок какого-то фильма. Уровень напряжения доходил до предела.
Дело в том, что до момента, когда Олег Кононенко и Сергей Прокопьев добрались к нужному месту, прошёл длительный этап преодоления сложного пути. Поскольку бытовой отсек не предназначен для таких работ – он не имеет поручней, космонавтам пришлось подбираться с помощью двух телескопических манипуляторов-«стрел» – задача не самая простая, и заняла она почти 4 часа. Следующая сложность, с которой им пришлось столкнуться, – непосредственное вскрытие экранно-вакуумной теплоизоляции, поиск отверстия, потому что работа резаком и ножницами в космосе – это совсем не то же самое, что на Земле, особенно с учётом, что орудовать инструментами надо в скафандре.
Обнаружив злополучную дырку, космонавты не только осмотрели и сфотографировали её, но и взяли соскобы с поверхности отверстия и образцы герметика, которым оно было закупорено, бережно поместив в специальный контейнер. Эти образцы будут отправлены на Землю 20 декабря на этом же корабле — «Союз МС-09» — для дальнейшего исследования специалистами.

photo_2018-12-12_13-20-16.jpg

По сообщению Роскосмоса, отверстие не будет угрожать безопасности экипажа корабля при его возвращении. Отверстие находится в бытовом отсеке, который отделяется от спускаемого аппарата в скором времени после расстыковки с МКС, а затем сгорает в атмосфере Земли. Сергей Прокопьев, Александр Герст и Серина Ауньен-Чэнселлор будут всё это время находиться в спускаемом аппарате.



Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку