Не оплатил счета — подвёл весь дом

25.03.2019

Без имени-1.jpg

Вначале участники встречи решили организационный вопрос — в ходе прямого тайного голосования избрали новый состав рабочей группы, а также её председателя и его заместителя. Ими стали, соответственно, Дмитрий Емельянов и Сергей Мещеряков.

* * *

Акцент в работе по взысканию просроченных долгов за ЖКУ как управляющие организации, так и АНО «КРКЦ» делают на досудебную работу.
Немалую лепту в это вносит приобретающий всё большую популярность у пользователей портал «НеДолжник.рф». Его главная функция — сделать так, чтобы проблемы каждого должника рассматривались в индивидуальном порядке, а решение устраивало бы все заинтересованные стороны.
Этот интернет-ресурс позволяет пользователям оплатить услуги ЖКХ, проверить наличие задолженности, оставить заявку на реструктуризацию долга, проконсультироваться со специалистом в режиме онлайн, получить уведомление о наличии исполнительного производства. Кроме того, с его помощью можно не только проверить прохождение платежей, но и распечатать квитанции.
Тем не менее задолженность остаётся значительной — около 500 млн рублей. Из-за этого периодически приходится применять и «силовой» сценарий. Так, в 2018 году и в начале 2019 года у злостных должников было эвакуировано 13 автомобилей, вынесено семь решений о выселении и освобождены четыре квартиры.
По мнению руководства управляющей организации ООО «Русинвест-Сервис», одним из самых действенных способов воздействия на неплательщиков является ограничение им подачи электроэнергии. Потребление электричества снижается так, что его хватает на то, чтобы осветить квартиру, подключить телевизор или холодильник. В то же время ни плитой, ни чайником, ни микроволновкой или утюгом должники воспользоваться не могут.
Есть жильцы, для которых эта мера оказывается недостаточной. В общей сложности они задолжали «Русинвест-Сервису» сумму в размере 85 млн рублей. Сама УК из-за этого оказалась должна ресурсоснабжающим организациям порядка 35–40 млн рублей.
Сотрудники ООО «Техкомсервис» пожаловались на проблему так называемого кассового разрыва — это недостаток денежных средств, необходимых для расчёта с поставщиками ресурсов. Он возникает из-за того, что многие жители считают возможным задержать оплату ЖКУ на один-два месяца, затем всё заплатить, а после этого опять накапливать долги. В результате сроки поступления денежных средств не совпадают со сроками платежей управляющей организации собственным поставщикам.
Недостающие средства приходится компенсировать, главным образом, за счёт денег, перечисленных за жилищные услуги добросовестными плательщиками. Из-за этого уменьшается сумма, которую УК может израсходовать на обслуживание общедомового имущества. Следовательно, качество данных услуг, предоставляемых всем жильцам конкретного многоквартирного дома, также снижается.

* * *

Действующее законодательство, регулирующее данную область, по мнению специалистов Техкомсервиса, далеко от совершенства. Оно, например, позволяет некоторым гражданам получать субсидии на оплату ЖКУ, но при этом не платить вовремя. Кроме того, никакие судебные решения не помогут взыскать задолженность у человека, имеющего в собственности лишь одну квартиру (и не имеющего ни машины, ни дачи, ни земельного участка).
В настоящее время задолженность населения перед ОАО «Техкомсервис» без учёта текущих начислений составляет 57 млн рублей. Как отметил представитель компании, 7 млн рублей — это невозвратные долги; их, скорее всего, не удастся взыскать никогда. Сама управляющая организация должна ресурсникам около 20 млн рублей.

* * *

ОАО «Жилэкс Сервис» сталкивается с ещё одной проблемой. Некоторые граждане берут в долг у микрофинансовых организаций, на эти суммы нарастают большие проценты, затем к решению вопроса подключаются коллекторы. Они, как известно, не слишком церемонятся с должниками, оказывают на них давление всевозможными способами, в том числе портя общедомовое имущество (нанося надписи на стены и двери, ломая почтовые ящики и т. д.). При этом все расходы по текущему ремонту ложатся на управляющую компанию.
У АНО «КРКЦ» в настоящее время заключены договоры с двумя крупнейшими УК Королёва — ОАО «Жилкомплекс» и ОАО «Жилсервис», которые обслуживают в нашем городе около 80% жилого фонда. При этом ряд более мелких УК не спешит начинать взаимодействие с этой организацией (а также проводить платежи через МосОблЕИРЦ).
С проблемами неплатежей они, с большим или меньшим успехом, пытаются разобраться самостоятельно. Кроме того, такие УК считают, что жителям удобнее платить за каждую из полученных услуг, а не перечислять всю сумму региональной организации.
Впрочем, у обслуживания через МосОблЕИРЦ есть весомые преимущества. Например, жильцам одной квартиры ежемесячно приходит одна, а не большое количество разных квитанций; активно развиваются удалённые сервисы, позволяющие оплачивать ЖКУ без каких-либо процентов и своевременно сообщать показания счётчиков; УК самой не нужно заниматься расщеплением денежных средств. Кроме того, повышается прозрачность прохождения денежных средств по цепочке «плательщик – получатель», что исключает коррупционную составляющую.



Возврат к списку