Музыкант, наставник, друг

17.04.2019

3.jpg

Детский хор Анатолия Николаевича Чмырёва. Солист – Вячеслав Проваторов. 1957 год. 

Каким он был руководителем и как подбирал репертуар, как коллектив стал известен далеко за пределами города и записывал песни с известными музыкантами. Об этом и многом другом накануне юбилейной даты мы поговорили с учениками маэстро.
Анатолий Николаевич Чмырёв родился в 1899 году в городе Старый Оскол. С шести лет начал петь в церковном хоре, а позже, серьёзно увлёкшись музыкой, поступил в Московскую консерваторию, которую в 1931 году успешно закончил. После этого он руководил самодеятельными хорами рабочих, служащих, студентов и воинов Красной Армии. А в 1943 году был приглашён в клуб им. М.И. Калинина. Здесь он и создал великолепный детский хор и навсегда вошёл в историю культурной жизни города Калининграда и России в целом.
При формировании коллектива Анатолий Николаевич лично ходил по школам и приглашал ребят на прослушивание в детский хор. Некоторые, правда, попадали туда совершенно случайно, как, например, Валерий Глухов, которому в 1946 году едва исполнилось 7 лет. Выходя со стадиона с друзьями, они решили зайти в клуб, где проходили занятия хора. «Зашли просто так, посмотреть, как дети поют, а в итоге попали на прослушивание, – вспоминает Глухов. – Двоих моих друзей взяли, а меня отправили домой тренироваться. Я не растерялся, подготовил песню и пришёл в хор на следующий день, и, что удивительно, меня взяли». А вот Зоя Замыслова, ещё одна ученица Анатолия Николаевича, попала в хор только в 14 лет, в 1954 году, когда коллектив уже был широко известен. Помог случай – одноклассница, которая уже выступала в хоре, взяла скромную девушку с собой на репетицию. Здесь Зою и заметил Чмырёв, который после прослушивания назначил её первым сопрано.
Но собрать детей было только началом большого дела. Важно было ещё познакомить их с музыкальной грамотой, научить петь по нотам, правильно организовать рабочий процесс. Из-за того что в хоре занимались ребята разных возрастов, от 7 до 18 лет, к каждому нужно было найти свой индивидуальный подход. «И этот диссонанс был особенно виден, когда на репетицию одни приходили в бантиках, а другие уже красили волосы», – вспоминает Зоя Сергеевна Замыслова.

2.jpg

Смотр-конкурс хоровых коллективов Московской области. Руководитель – ученик Анатолия Чмырёва Владимир Черкасский.

Когда детский хор творчески и профессионально подрос, Анатолий Николаевич решил продемонстрировать его мастерство главному редактору детского вещания Всесоюзного радио Людмиле Некрасовой. Она результатом осталась довольна и пригласила хор на запись. Так, спустя пять лет после основания, в 1948 году, о детском хоре г. Калининграда узнала вся страна. В их исполнении по радио зазвучали школьные и пионерские песни композиторов Михаила Старокадомского, Вано Мурадели, Арама Хачатуряна, Александры Пахмутовой и других. С детским хором сотрудничал калининградский композитор Арсений Двейрин.
Первые годы хор Чмырёва пел только одноголосье. Но со временем руководитель довёл уровень мастерства до того, что его воспитанники исполняли композиции в четыре голоса. Участница хора Светлана Вениаминовна Катаева рассказывает, что Анатолий Николаевич сравнивал этот процесс с живописью, где одноголосье – это рисунок одного цвета, а многоголосье – это палитра красок, сочность, гармония, объём. И репертуар подбирал соответствующий.
Ученики вспоминают, что Чмырёв учил их разбираться в музыке, различных формах и жанрах, поэтому в хоре звучали и классические оперные произведения, и детские песни, и взрослые: «Мы пели произведения Франца Шуберта, Роберта Шумана, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига Бетховена, а также народные песни – русские, украинские, белорусские, латвийские, азербайджанские, грузинские, польские, чешские, словацкие, болгарские, китайские. В некоторых композициях Анатолий Николаевич заменял слова. Он делал прекрасные обработки, аранжировки, переложения для хора».
Особой радостью для хористов были приглашения на всесоюзную запись. Правда, на неё Анатолий Николаевич отбирал далеко не всех, а только самых голосистых, грамотно исполняющих мелодию и текст произведения. «А так как запись делалась не с первого раза и каждую песню мы перепевали частями по 3–5 раз, записываться мы могли целый день, – вспоминает Евгения Морозова. – Во время перерыва нам привозили по две булочки на каждого, мы обедали и продолжали запись».
Вместе с ребятами работали известные всей стране дирижёры оркестров Всесоюзного радио и телевидения: Василий Ширинский, Исай Шерман, Николай Минх; знаменитые композиторы: Вано Мурадели, Арам Хачатурян, Арнольд Кац, Александра Пахмутова; руководители детских хоров Москвы: Исаак Дунаевский, Виктор Попов, Георгий Струве и другие.

1.jpg

Каждый год 18 апреля ученики собираются на могиле своего учителя. 1975 год.

А как ученики уважали своего наставника! Зоя Сергеевна рассказывает, что за 6 лет ни разу не пропускала занятия, несмотря на то что репетиции были два раза в неделю с 8 до 10 часов вечера. «Я помню, как мы пели «Полонез Огинского», это же красивейшая вещь! А у меня 10-й класс, экзамены... Так я до 10 вечера пела, а утром бежала на экзамен. Была уверена, что не сдам, если не схожу на занятие».
В период с 1943 по 1960 год, так как Калининград был закрытым городом, хор не мог выезжать на многие международные хоровые фестивали. В этой ситуации хор использовал встречи со слушателями в городах СССР: Ялте, Феодосии, Ленинграде, а также в пионерских лагерях, и везде находился в лидерах. В Москве выступления детского хора Чмырёва проходили на самых престижных концертных площадках: Колонный зал Дома союзов, ЦДРИ, зал Чайковского, Малый и Большой залы консерватории, ленинградский зал «Октябрьский», музей-крейсер «Аврора» и другие. Одно из таких выступлений в Колонном зале ученики вспоминают до сих пор. На улице был сильнейший ветер, и где-то в коридоре порывом выбило стекло. «Раскаты грома, грохот, ветер, а мы поём, как будто ничего не произошло». Такая была установка Анатолия Николаевича – в любой ситуации не прерывать выступление.
Один из концертов хора был снят на киноплёнку и демонстрировался на Всемирной Брюссельской выставке, все песни в детских кинофильмах «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Дым в лесу», «Вечера в Подмосковье», «Отряд Трубачёва сражается» были озвучены учениками хора Чмырёва.
За огромный вклад в воспитание молодого поколения, за обогащение его лучшими достижениями музыки и в целом музыкальной культуры Анатолию Николаевичу в 1957 году присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

4.jpg

Ученики Анатолия Чмырёва: З.С. Замыслова, В.П. Глухов, Е.М. Морозова.

До сих пор, по рассказам Евгении Михайловны Морозовой, ей приходят письма и посылки со всех уголков России. А иногда происходят и совершенно невероятные истории. «Однажды мне написал молодой человек из Пскова, которому на тот момент было 34 года (в то время как нам всем уже за 60). Он рассказывал, что слушал наши пластинки у бабушки, когда был маленьким, и очень бы хотел увидеться с нами лично. И мечта осуществилась, мы провели ему экскурсию по Королёву и познакомили с исполнителями его любимых песен».
Некоторые ученики Анатолия Николаевича продолжают его дело до сих пор. Наталия Кисель – солистка Томского музыкального театра, Иван Трунов – заслуженный артист Казахской ССР, Лидия Ребинок – артистка капеллы им. Юрлова, Раиса Кондакова – солистка хора учителей города Москвы, Светлана Катаева – солистка Московской областной филармонии, Владимир Черкасский – профессиональный дирижёр, аранжировщик, композитор, руководитель хора ветеранов города Королёва, Валерий Глухов – руководитель самодеятельного хора из семей военнослужащих в период службы в Советской армии, Людмила Полякова – солистка эстрадного ансамбля ГДО, Татьяна Озерова – солистка вокального коллектива имени Нины Антоновой.
Говорят, что человек жив, пока живёт его дело. Бывшие ученики Анатолия Николаевича помнят своего учителя и благодарят его за опыт, интерес и дружбу, которая продолжается уже больше 60 лет. За любовь к музыке и привитие хорошего вкуса, за талант и чувственность, за силу, бесконечное терпение и внимание к своим артистам. И в этот юбилей они обещают собраться вместе и спеть любимые песни, как завещал их наставник, великий музыкант и педагог Анатолий Николаевич Чмырёв.



Возврат к списку