Я не привык сдаваться!

13.04.2019 IMG_9595.JPGКак Розум решил стать музыкантом, сколько у него свободного времени и как удаётся совмещать гастрольные туры и благотворительность, – это и многое другое мы решили узнать у маэстро лично.
– Юрий Александрович, что является источником вашего вдохновения?
– Жизнь сама по себе, во всех её проявлениях: это и музыка, и мой темпоритм (я выхожу на сцену более 300 раз в год), и благотворительность, и общение с друзьями, и поэзия, и женская красота!..
– Как найти баланс и правильно распределять своё время?
– Жизнь сама диктует свой порядок. Я стараюсь успевать осуществить как можно больше задуманного. Сплю максимум 4–5 часов в сутки, раз в неделю обязательно занимаюсь с учениками из Гнесинской академии. Концерты, студенты, фонд, друзья, семья – это всё дела первостепенной важности. Например, могу одним днём прилететь с гастролей на юбилей друга, в каком бы уголке мира он ни находился, и после поздравительного выступления умчаться обратно в аэропорт, чтобы наутро проснуться в том же гастрольном номере. Всё остальное можно переставлять.
– А как решили стать музыкантом? Думали ли вы, что когда-нибудь станете народным артистом?
– Нет, абсолютно. В пять лет я вообще мечтал стать писателем, даже сочинил две главы «романа» про любимую игрушку – маленького плюшевого мишку. Но потом любовь к музыке победила. И хотя мои родители (отец – народный артист РСФСР, великолепный баритон и мать – заслуженная артистка России, дирижёр-хормейстер) не собирались делать из меня музыканта, судьба сложилась так, что я им всё-таки стал. В 5 лет у меня совершенно неожиданно обнаружили абсолютный слух и принудительно начали учить музыке, хотя мне это не очень-то и нравилось. Моя первая учительница была сухой профессионалкой, требующей выполнения совершенно неинтересных, в моём понимании, задач. Занимаясь дома, я даже стрелки подкручивал, чтобы время шло быстрее! Максимум, который я готов был посвящать игре на инструменте, – 15–20 минут в день. Закончив у этой дамы подготовительную школу, я был на 100% уверен, что не захочу продолжать обучение.
– И что изменилось?
– Меня познакомили с выдающимся педагогом – Анной Даниловной Артоболевской. Вот она-то и заразила меня любовью к музыке! Появился интерес, которого не было раньше, мотивация. Фактически на первом занятии Анна Даниловна задала мне труднейшие произведения, которые с прошлыми учителями я бы научился играть лет через 5.
Это стало для меня вызовом, с которым я обязан был справиться! После первой встречи я пришёл домой и чуть ли не 4 часа играл безостановочно! Я решил, что к ней в класс я пойду точно, и это при том, что был бешеный конкурс – 250 человек на место! К ней хотели попасть ребята со всего Советского Союза, а в классе обучались только 12–14 талантливых детей… Я прошёл конкурс с первого раза. Наверное, учителя смогли рассмотреть потенциал в 6-летнем ребёнке.
– Большой конкурс – это всегда стресс, особенно для маленького ребёнка. Как вы справлялись со своими переживаниями? Что делаете сейчас?
– Я не думал о том, что не пройду, и как-то изначально был нацелен на результат. С самого детства я очень хорошо усвоил слова своего отца Александра Розума, который всегда говорил, что нельзя опускать руки. Что бы я ни чувствовал, как бы ни сомневался, нужно идти вперёд наперекор себе и судьбе, которая подбрасывает испытания. Я не привык сдаваться и следую этому правилу до сих пор. Совсем недавно я начал ещё больше ценить жизнь, способность человека двигаться. На следующий день после концерта в Колонном зале Дома союзов я оказался на операционном столе. Диагноз – спинальный инсульт, отказали обе ноги… Каждый последующий день был настоящей борьбой с унынием. Первый месяц нельзя было сидеть, и я часами, стоя, занимался на беззвучной клавиатуре… (улыбается). И только потому, что я дал себе обещание подняться, я сейчас имею возможность ходить и устраивать концерты.
– И наверное, ответственность за талантливых детей, которым вы помогаете? Расскажите про свой благотворительный фонд. Что вас вдохновило на его создание?
– Ещё с юности я стал понимать, что талантам нужна поддержка, отложился и мой опыт занятия с педагогом, которая вселила в меня уверенность, помогла вырасти профессионально. Особенно остро я это ощущал, когда приходилось встречать талантливых ребят вдали от столицы. К сожалению, в российских глубинках очень много способных детей, у которых не так много шансов получить достойное образование и развить свой дар. Таких ребят нужно вовремя заметить и направить, ведь талант может быть как созидательным, так и разрушительным. А когда моим именем назвали музыкальную школу в посёлке Загорянский (кстати, переживавшую не лучшие годы), стало очевидно, что пришло время создания благотворительного фонда, который помог бы этой школе и занялся поддержкой талантливых детей по всей стране.
de67be98-6d46-4a37-b51e-5dd0d2b3ab1f.JPG– И к чему это привело?
– На идею откликнулись очень многие мои друзья: видные деятели искусства, политики, бизнеса. Первым творческим проектом фонда стал Международный фестиваль искусств «Звёздный», стартовавший 12 апреля 2005 года в Звёздном городке. Это тематический фестиваль, где силами музыки воспеваются важнейшие исторические события, будь то 140 лет со дня рождения Сергея Рахманинова или 50-летие со дня первого полёта человека в космос. В этом году «Звёздный» будет проходить уже в 15-й раз.
Следом за «Звёздным» возник ещё один проект – фестиваль «Где рождается искусство». Это федеральная программа, проводимая моим фондом совместно с Министерством культуры РФ. Каждый год в сентябре-октябре мы с коллегами выезжаем в музыкальные школы и школы искусств минимум в десяти российских городах и проводим там мастер-классы, дискуссии и творческие встречи, которые завершаются гала-концертом. Я привлекаю замечательных педагогов из Москвы, и, откликаясь на пожелания местных музыкантов, мы привозим конкретных специалистов по той или иной дисциплине (фортепиано, струнные, духовые, народные инструменты, вокал, живопись, хореография и т. д.). Конечно, за один день сложно научиться слышать себя, понимать, что ты играешь или поёшь, но далее следует кропотливая работа педагогов, которые в основном и ждут нашего приезда, чтобы подхватить направление, заданное истинными мастерами своего дела. Этот важный проект мы провели уже 11 раз.
Но самая любимая наша программа – «стипендиаты». Это ярчайшие таланты нашей страны, которых мы поддерживаем и финансово (ежемесячными стипендиями), и творчески (участием во всех проектах фонда плечом к плечу с выдающимися музыкантами). Во многих случаях мы поддерживаем детей «технически» – приобретаем необходимые для занятий инструменты.
– Как стать стипендиатом фонда?
– Как на конкурсе! Сначала нужно заручиться поддержкой музыкальной школы и педагога, подать заявку на участие и пройти достаточно суровый отбор. У нас нет такого понятия, как «по знакомству», мы отбираем стипендиатов только по способностям. В конце каждого учебного года собирается несколько комиссий по специальностям, после исполнения конкурсной программы номинанты оцениваются открытым голосованием по десятибалльной системе, и уже из них выбираются самые лучшие.
– 21 апреля вы приедете в Королёв с юбилейным гала-концертом. Что бы вы пожелали зрителям, которые придут на ваше выступление?
– Для меня приезд в Королёв – это большая радость, своего рода «заграничная гастроль»! Надеюсь уловить настроение публики, наполнить сердца гениальной музыкой Чайковского, Рахманинова и других наших великих соотечественников, чтобы на время отвлечь людей от повседневных забот и убедить их поверить в то, что музыка действительно способна творить чудеса!



Возврат к списку