«Калининградка» в моей жизни

26.09.2020

лого90.jpg

11 января 2021 года «Калининградка» отметит свой 90-летний юбилей. Сколько же людей прочитали нашу газету за эти годы! Сколько? Не сосчитать! Но есть люди, в жизни которых она ведёт особый отсчёт, чья судьба неразрывно связана с судьбой газеты…
В связи с юбилеем мы приглашаем наших читателей и авторов поделиться своими воспоминаниями в рубрике «Калининградка» в моей жизни».
А самого верного читателя, сохранившего в семейном архиве номер газеты многолетней давности, ждёт приз. Материалы присылайте на почту info@kaliningradka-korolyov.ru

Время выбрало нас

Я пришла в «Калининградскую правду» после окончания факультета журналистики МГУ, в 1985 году. Газета в то время ещё писала о перевыполнении планов пятилетки, отчётных собраниях партийных организаций, о передовиках производства. Наши космические предприятия упоминались как «механический завод», или «предприятие, где директором…». Главный редактор считался с мнением партийной организации газеты и тесно взаимодействовал с горкомом КПСС…
Однажды, когда началась борьба за трезвость и алкогольные напитки стали ограничивать в продаже, вместе с рядовыми работниками горкома мы ходили в рейды по контролю торговли спиртным. Около «пилы» на проспекте Королёва тогда выстраивались огромные очереди, в одни руки давали одну бутылку. Быстро удалось выяснить, что, заняв очередь несколько раз, можно было унести полную сумку спиртного. Так поступали очень многие. И проверяющие, даже при поддержке милиции, ничего поделать с этим не могли.
Я, как самый молодой журналист, вела молодёжную тематику, держала связь с горкомом ВЛКСМ и выпускала раз в месяц молодёжную страничку. Несколько лет подряд она была отмечена наградами обкома комсомола. Тогда героями публикаций были молодые люди, проявившие себя на производстве и в общественной жизни. Ценились молодёжные инициативы, поддерживались молодёжные бригады. При газете появилась молодёжная редакция, в которую вошли в основном комсомольцы ведущих предприятий космической отрасли города.
В то время незаменимым работником редакции была машинистка – творческие сотрудники сдавали ей рукописные статьи, которые она печатала на пишущей машинке. Ответственный секретарь на специальных бумажных бланках в размер газеты делал макет, размечая положение статей на полосах, его вместе с отпечатанными статьями передавали в Мытищинскую типографию. Меня иногда направляли туда на подмену корректору. В то время ещё работали линотипы – строкоотливные машины, изобретённые в 1884 году. В подготовке оттиска применялся и ручной набор – когда текст набирали вручную, составляя его из отдельных металлических букв. Тормозили производство газеты «хвосты» – если ответсеку не удавалось правильно разметить текст, окончание текста вылезало за размер полосы, и статьи приходилось сокращать.

Рыбалко фото.jpg

Журналисты «Калининградской правды» Дмитрий Суконцев и Нина Закалюкина. Конец 1980-х гг.

Однако вскоре из областного управления печати стали поступать сведения о предстоящей смене технологии допечатной подготовки газеты.
Новая сотрудница прошла курс обучения на электронной наборной машине, и допечатный цикл несколько упростился. А через некоторое время в газетах заговорили о компьютерах, сделавших революцию в полиграфии. Со временем советская типография стала достоянием истории.
И жизнь в это время уже заметно менялась. На газетных полосах стали появляться новые темы и новые герои. Работать становилось всё интереснее. От чего тогда хотелось, но никак не получалось уйти – от всеобщего дефицита, когда не хватало всего – продуктов питания, одежды, когда десятилетиями нужно было ждать новой бесплатной квартиры, ездить по дорожным выбоинам. И самое главное, изжила себя коммунистическая идеология, отбросив которую, как тогда казалось, мы обновим всю нашу жизнь. Тогда внимание было сосредоточено на том, от чего нужно было уйти. Как наладить жизнь по-новому, думали, как оказалось, мало. В те годы герои наших статей стали активными критиками. Они же предлагали, как недостатки преодолевать исходя из существовавших тогда реалий. Мы, журналисты, пропагандировали новые понятия – свобода слова, перестройка, многопартийность, борьба с привилегиями, сила трудовых коллективов, которые брались за управление производствами. Вырос тираж – в основном за счёт подписки: городскую газету стали считать интересной и содержательной. Вокруг редакции сложился своего рода дискуссионный клуб – к нам стали заходить новые люди, они сами стремились менять жизнь, хотели участвовать в местных выборах и делать жизнь лучше. Оказалось, что на одно депутатское место могут претендовать несколько кандидатов, и это нормально.
Тогда же в городе появились первые кооперативы, на предприятиях начала развиваться конверсия – мощную производственную базу стали приспосабливать под производство товаров для населения. Все эти новшества были отражены на страницах газеты как передовой ценный опыт. Городская космическая отрасль сама занялась торговлей – на территории предприятий открылись магазины, они наполнялись благодаря бартеру – бытовую продукцию собственного производства меняли на нужную, налаживая связи с другими производителями.
Вторая половина 1980-х годов вспоминается как время открывающихся возможностей. Казалось, год-два-три, и жизнь станет неизмеримо лучше. Но впереди были испытания 1990-х. Для меня они стали темами радиопередач на «Калининградском радио».

Нина Рыбалко,
ответственный секретарь журнала «Подмосковный летописец»


До Америки так и не добралась

Элла.jpg


Так получилось, что я пришла работать в газету «Калининградская правда» Веремеевой, а ушла Сухорученковой.
До газеты у меня был уже определённый опыт работы в журналистике, но телевизионной. Между проектами на ТНТ образовался временной перерыв, формировалась команда для нового сезона реалити-шоу «Голод». Я была уже утверждена, но с визами в Америку, съёмки планировались проводить в Нью-Йорке, образовалась волокита, сроки постоянно переносились. Сидеть без дела я не привыкла, оглянулась по сторонам и подумала: а что если в «Калининградку» пойти, попробовать себя в печатной журналистике.
Надо сказать, что после телевизионной суеты, бешеного ритма, ненормированной работы, оказавшись в редакции газеты, первое время мне казалось, что я попала на курорт.
Это был 2005 год. И редакция газеты только переехала из ветхого домика на Фрунзе в просторное и светлое здание пристройки КИУЭС на Октябрьском бульваре.
Мне было очень интересно перестраиваться. Ведь разница между написанием новостных текстов для телевидения и статей в газету была огромная! На ТВ первична картинка, а в печатных СМИ ты должен так описать событие, чтобы читатель сам мог картину нарисовать в своём воображении, только словом можно было вызывать у читателей эмоции, отклик. А это ой как непросто. Именно здесь я научилась более внимательно относиться к слову.
К тому же в этот период в газете работал очень творческий и профессионально сильный коллектив. В редакцию приходило много внештатников: сотрудников градообразующих предприятий, писателей, краеведов – образованнейшие, интеллигентные люди. Одна из них Раиса Дмитриевна Позамантир, до сих пор дорожу знакомством с ней.
Моё пребывание в редакции продлилось недолго. До Америки я так и не добралась, но в моей жизни произошло более важное и значимое событие – я вышла замуж и стала Эллой Владимировной Сухорученковой.

Элла Сухорученкова





Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку