Почётные граждане города – работники КТРВ

23.06.2022 Навсегда в истории предприятия и в истории города

В Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (член Союза машиностроителей России) в начале июня отметили двойной юбилей – 80-летие образования головного предприятия Корпорации и 20-летие создания одного из крупнейших холдингов ОПК России, неразрывно связанного с историей нашего города. Названия предприятия и города с течением времени менялись, но неизменным оставались преданность заводчан своему делу и городу. Свидетельство этому – звание «Почётный гражданин города Королёва», которое в разное время было присвоено представителям нашего предприятия. Сегодня ещё раз хочется вспомнить их имена.

АРЖАКОВ_М_П.jpgМИХАИЛ ПЕТРОВИЧ АРЖАКОВ
(1903 – 1977)
Видный деятель авиационной промышленности, организатор и руководитель работ авиационной и ракетной техники, лауреат Государственной премии, директор Калининградского машиностроительного завода с 1950 по 1974 год. Почётный гражданин города Королёва.

Михаил Петрович Аржаков родился 14 сентября 1903 года в селе Борисове Можайского района в крестьянской семье. Рано потеряв родителей, дети Аржаковых воспитывались в семье сестры матери. После окончания учёбы в ФЗУ Михаил был призван в армию. По окончании службы работал литейщиком на заводе «Союз-
Золото». Без отрыва от производства окончил вечернее отделение рабфака и поступил в Московский институт цветных металлов и золота, окончил его в 1933 году. В 1922 – 1944 годах работал на московском заводе №34 НКАП, где прошёл путь от сменного инженера до директора завода. В 1934 году в составе группы специалистов был направлен на стажировку в США на фирму «Райт».  В годы Великой Отечественной войны завод №34 под руководством М.П. Аржакова был эвакуирован в город Троицк Челябинской области. В 1944 – 1947 годах Михаил Петрович работал директором завода №43 в Москве, а затем главным инженером, главным конструктором завода №124.
В мае 1950 года, после окончания Академии авиационной промышленности, М.П. Аржакова направили в наш город на Калининградский машиностроительный завод. В период с 1950 по 1974 год он возглавлял КМЗ (ныне головное предприятие КТРВ). Под его руководством проведена коренная реконструкция предприятия, причём без снижения темпов и объёма выпуска продукции. Освоено серийное производство управляемых авиационных ракет класса «воздух-воздух». Налажен выпуск гражданской продукции. Проведена реконструкция литейного производства, освоено титановое литьё. При этом главное внимание уделялось перспективному росту выпуска новейшей авиационной техники, улучшению условий труда и повышению культуры производства.
Из механических мастерских вырос современный завод 1-й категории. Кроме этого огромное внимание уделялось социальным вопросам, строительству жилья и культурных объектов.
Заметно преобразилась восточная часть города, появились новые улицы, где жили работники завода: ул. Мичурина, Кооперативная, Строителей, 1-я Рабочая, Полевой проезд. Много было сделано в социальной сфере: построили два пионерских лагеря: «Южный» в Анапе и «Лесное озеро» в Щёлковском районе, заводской профилакторий, Дворец культуры имени В.И. Ленина в Костине.
Михаил Петрович Аржаков внёс значительный вклад в развитие завода и его инфраструктуры, в благоустройство города, строительство жилья и учреждений общественного значения. За многолетний труд в авиационной промышленности М.П. Аржаков награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Великой Отечественной войны. Вклад М.П. Аржакова в развитие завода и города огромен, поэтому здесь чтят его память. В Корпорации учреждена премия им. М.П. Аржакова и памятная медаль «100 лет М.П. Аржакову». Именем М.П. Аржакова названа одна из улиц города.


Н.С. Жучков.jpgНИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ ЖУЧКОВ
(1928 – 1994)
Кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР, генеральный директор КПО «Стрела» в период
с 1990 по 1994 год. Общий стаж работы на предприятии 37 лет, из них 22 года работал главным инженером КПО «Стрела». Почётный гражданин города Королёва.

Николай Сергеевич Жучков родился в 1928 году в деревне Кирляй Рыбинского района, Мордовская АССР, в семье рабочего. В 1946 году переехал в город Костино (ныне г. Королёв). В 1950 году окончил Мытищинский машиностроительный техникум, затем, без отрыва от производства, Всесоюзный заочный машиностроительный институт по специальности «инженер». В 1967 году прошёл годичные курсы организаторов промышленного производства и строительства при Московском инженерно-экономическом институте им. Серго Орджоникидзе. Практически на заводе прошёл трудовой путь от инженера до генерального директора, последовательно работал на многих должностях технологического процесса. Н.С. Жучков начинал инженером представителя заказчика, затем работал старшим инженером-технологом, заместителем начальника сборочного цеха, главным контролёром качества, заместителем начальника механосборочного цеха, заместителем главного инженера. В сентябре 1968 года был назначен на должность главного инженера-первого заместителя генерального директора КПО «Стрела» и в течение 22 лет работал в этой должности.
В то время перед заводом стояла задача – увеличение темпов роста объёмов производства. Требовалась реструктуризация предприятия, и Николай Сергеевич занялся этим проектом. Был построен цех основной сборки, гальваники и защитных покрытий, нестандартного оборудования (цех автоматизации и механизации), механосборочный, в котором сосредоточили обработку и основную сборку изделий из титана. Тогда же завершили создание центра наземных испытаний, построили цех по производству товаров народного потребления. При Н.С. Жучкове был сформирован отдел автоматизированных систем управления предприятия. Под его руководством развивалась база в Ахтубинске, фактически из руин был поднят машиностроительный завод в Бендерах, а также создан как предприятие ракетостроительной отрасли Костромской механический завод. Много внимания директор уделял оснащению производства.
Николай Сергеевич был исключительно коммуникабельным человеком и вместе с тем напористым, очень энергичным, требовательным и справедливым. Он всегда был очень внимателен к людям. Должно быть поэтому его несколько раз избирали депутатом горсовета.


Михаил Ильич Муромцев.jpgМИХАИЛ ИЛЬИЧ МУРОМЦЕВ
(1905 – 1988)
Главный инженер завода 455 МАП (КМЗ) с 1952 по 1968 год, а затем до 1974 года работал заместителем главного инженера. Почётный гражданин города Королёва.
 
Михаил Ильич Муромцев родился 8 ноября 1905 года в деревне Игнатьево Рузского района Московской области. С 1921 по 1922 год работал учеником фрезеровщика на московском заводе «Гном и Ром». После окончания в 1925 году ФЗУ получил специальность слесаря 7-го разряда. Затем, в 1929 году, окончил индустриальный техникум. В 1940 году – Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе по специальности инженера-технолога по вооружению самолётов.
С 1929 по 1941 год работал на Московском заводе 32 НКАП: контролёром по испытаниям, старшим контролёром, начальником БРИЗ, начальником отдела рационализации, начальником цеха, начальником производства. В годы войны завод был эвакуирован в
г. Троицк. С 1941 по 1945 год М.П. Муромцев работал начальником филиала завода 34 Наркомавиапрома, эвакуированного в город Троицк. С 1945 по 1951 год – директор завода 454 Минавиапрома в городе Куйбышеве.  В декабре 1951 года приказом Министерства авиационной промышленности был назначен главным инженером и первым заместителем директора завода 455 МАП (Калининградский машиностроительный завод). На КМЗ (ныне головное предприятие КТРВ) М.П. Аржаков и М.И. Муромцев работали до 1974 года.
«На заводе в то время был очень сильный и сплочённый коллектив. Он являлся для меня школой жизни. Главой коллектива, безусловно, был Михаил Петрович Аржаков, его главным помощником – Михаил Ильич Муромцев, – писал в своих воспоминаниях начальник литейного цеха А.Т. Медведев. – Уже сейчас, пройдя большой жизненный путь и повидав другие трудовые коллективы, я отмечаю микроклимат товарищества, существовавший в коллективе завода тех лет. Мы могли спорить, ругаться, отстаивая свою правоту в производственных вопросах, но при этом всегда оставались друзьями и товарищами по работе».
Михаил Ильич Муромцев был очень осведомлённым человеком во всех вопросах, касающихся производства. Он внёс значительный вклад в производственные успехи завода. При нём впервые разрабатывались принципиально новые системы вооружения, заложившие основу для дальнейшего развития предприятия. По его инициативе в 1951 году при заводе был открыт вечерний авиационный техникум, а в 1960 году – вечернее отделение Всесоюзного заочного Политехнического института. За 50 с лишним лет трудовой деятельности в авиационной промышленности Михаил Ильич Муромцев был удостоен орденов «Знак Почёта», Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалей «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».


Виктор Фёдорович Петров.jpgВИКТОР ФЁДОРОВИЧ ПЕТРОВ
(1935 – 2004)
Виктор Фёдорович Петров на протяжении 10 лет возглавлял исполком городского Совета народных депутатов города Калининграда (ныне г. Королёв), был депутатом Королёвского и Московского областного Советов народных депутатов. Награждён медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За трудовую доблесть», «Ветеран труда СССР», также почётными грамотами Калининградского ГК КПСС и исполкома Мособлсовета.

Виктор Фёдорович Петров родился 12 мая 1935 года в городе Днепродзержинске Днепропетровской области.
В 1957 году, после окончания физико-технологического факультета Днепропетровского государственного университета по специальности «инженер-механик», был направлен по распределению на наше предприятие. Свой трудовой путь начал инженером-испытателем на контрольно-испытательной станции. По мере роста знаний и опыта стал старшим инженером, затем переведён на должность контрольного мастера. При этом он продолжал учиться. В 1961 году поступил в Университет марксизма-ленинизма. Ударник коммунистического труда, он активно участвовал в общественной жизни завода, был членом комитета комсомола, совета университета культуры. Уже тогда в нём проявилась организаторская жилка. Вступив в 1960 году в ряды КПСС, он продолжал работать по партийной линии. В 1968 году работал заведующим отделом пропаганды и агитации Калининградского ГК КПСС. В 1973 году, после окончания высшей партийной школы при ЦК КПСС, работал заместителем начальника цеха, затем был избран секретарём парткома КМЗ, а в феврале 1976 года – председателем исполкома горсовета народных депутатов. Энергичный и принципиальный, он много сил отдал на развитие сферы городского хозяйства. В период его работы председателем исполкома горсовета город неоднократно по производственным показателям завоё- вывал переходящее Красное знамя во Всесоюзном и Всероссийском социалистическом  соревновании. В 1986 году приказом министра авиационной промышленности СССР Виктор Фёдорович Петров был назначен заместителем генерального директора по кадрам КПО «Стрела». Почётный гражданин города Королёва.


Владимир Дмитриевич Егоров 1.jpgВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ ЕГОРОВ
(1921 – 1996)
Я смотрел на собеседника и ощущал величие духа этого человека, человека непростой судьбы, несломленного невзгодами, чистого и нравственно богатого, являющего собой яркий пример для подражания.

А. Шмелёв. «Люди долга и чести»

Это был человек необыкновенной душевной доброты, скромности, бескорыстия и в то же время твёрдости во мнениях и взглядах на жизнь, на исторические процессы, на взаимоотношения людей в обществе. Когда он вспоминал прожитые годы, в его глазах вспыхивал задорный огонёк, голос становился моложе, и кажется, что разглаживаются даже морщинки на лице. Несмотря на все перипетии в судьбе, Владимир Дмитриевич Егоров вспоминал свой путь с чувством удовлетворённости и даже готовности повторить его, если бы пришлось повторить всё сначала.
А жизнь не баловала его. Ребёнком, лишившись отца, испытал и холод, и голод, и не по годам тяжёлый труд. Ведь на руках у матери их оставалось трое. В голодные годы в поисках лучшей жизни семья покинула родную Псковщину, уехала в Сибирь. Спустя десять лет старший брат, обосновавшийся в Москве, перевёз семью к себе. Здесь Володя учился. А в 1939 году устроился на завод имени Калинина сверловщиком. Через год его призвали в армию. Началась война, которую он прошёл до конца. Дважды был ранен, контужен. Много было боёв малых и больших. Домой в Костино вернулся в сентябре сорок шестого. Устроился работать на КМЗ. Работал сначала токарем, затем до пенсионного возраста резьбошлифовщиком. Избирался председателем цехового комитета профсоюза КМЗ, секретарём партбюро цеха, депутатом городского Совета. С 1977 года – член ЦК профсоюза авиационной промышленности, Герой Социалистического Труда. Награждён орденами Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденом Трудовой Славы III cтепени, орденами Отечественной Войны II и III степени. В декабре 1982 года В.Д. Егорову было присвоено звание «Почётный гражданин города».
Сегодня на входе в цех установлена мемориальная доска, которая гласит: Герой Социалистического Труда, участник Великой Отечественной войны, Почётный гражданин города Королёва Егоров Владимир Дмитриевич работал в цехе 4
с 1946 по 1987 год.
 

Б.В. Обносов.jpgБОРИС ВИКТОРОВИЧ ОБНОСОВ
Генеральный директор АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», генеральный конструктор авиационных средств поражения. Герой Российской Федерации.
Родился 26 января 1953 года. Окончил Московский авиационный институт
им. С. Орджоникидзе по специальности «летательные аппараты», затем Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова по специальности «прикладная математика». Прошёл путь от инженера кафедры 606 МАИ до генерального директора АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
Известный учёный, организатор создания и производства авиационных управляемых средств поражения, морского подводного оружия.  Доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии космонавтики имени
К.Э. Циолковского и Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Автор более 100 научных трудов и патентов, связанных с совершенствованием организации разработок и производства военной техники.
Член Научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации. Возглавляет Совет директоров организаций оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Московской области. Заместитель председателя Московского областного союза промышленников и предпринимателей (РОР) и заместитель председателя Правления МОСПП (РОР). Член бюро Правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России». Член Совета Торгово-промышленной палаты Московской области. Возглавляет одну из профильных кафедр Московского авиационного института.
Герой Российской Федерации (2021). Лауреат Государственной премии в области науки и технологий, двух премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники и Государственной премии им. Георгия Жукова в области создания вооружений и военной техники.
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Дружбы, другими государственными и ведомственными наградами. Лауреат национальной премии Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству «Золотая идея» в номинации «За личный вклад, инициативу и усердие в решении задач военно-технического сотрудничества». Почётный гражданин Московской области и города Королёва.


И.Г. Фёдоров.jpgИВАН ГАВРИЛОВИЧ ФЁДОРОВ
(1932 – 2022)
Иван Гаврилович почти 50 лет проработал на нашем предприятии. Передовик производства, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, награждён медалью «За доблестный труд», имеет звания «Почётный авиастроитель» и «Заслуженный машиностроитель РФ», избирался депутатом городского Совета, членом исполкома горсовета, членом областного комитета профсоюза работников авиапрома, членом президиума Московского областного комитета профсоюза, дважды был делегатом съездов профсоюзов СССР. Почётный гражданин города Королёва.
Иван Гаврилович Фёдоров родился 29 октября 1932 года в деревне Сорокино Московской области. В 1953 году пришёл работать на КМЗ учеником давильщика в агрегатно-механический цех, где изготавливали товары народного потребления (кухонную утварь, столовые приборы) из алюминия и нержавеющей стали. Быстро освоив профессию, он уже в первый месяц вместо ученических выплат получал хорошую зарплату. В том же году его портрет появился сначала на цеховой, а затем и на заводской доске почёта.
В 1953 году цех начал осваивать производство чайно-кофейного сервиза. Работа была новая и трудная. Иван Гаврилович делал опытную партию корпусов чайника, кофейника, сливочника, сахарницы и крышек для них. Он же накатывал на корпусах рисунок по технологии, которая была разработана у нас на предприятии. После успешной сдачи опытной партии выпуск этой продукции был поставлен на поток, заработали давильщики, слесари, сварщики, гальваники, полировщики. У населения сервиз пользовался большим спросом.
Потом было много очень ответственной работы с разными изделиями. Иван Гаврилович изготавливал корпуса, обтекатели, шпангоуты, чашки, футорки. Ему поручили изготовление патронов и плафонов из латуни для люстр Дворца культуры и аналогичных светильников из алюминия для Музея В.И. Ленина в Костине… За годы работы на предприятии Иван Гаврилович Фёдоров освоил все виды давильных работ, окончил трёхгодичные курсы мастеров. После проведения лётных испытаний одного из изделий И.Г. Фёдоров получил высшую награду страны – орден Ленина.


Тесля Иван Дмитриевич.jpgИВАН ДМИТРИЕВИЧ ТЕСЛЯ
Помощник начальника опытного производства. Главный инженер предприятия с 1994 по 2000 год. Общий стаж работы на предприятии более 50 лет.

Иван Дмитриевич Тесля родился 5 января 1943 года на хуторе Плугатарь Беловодского района Луганской области. После окончания технического училища №3 г. Коммунарска Луганской области работал газоэлектросварщиком.
В 1969 году с отличием окончил первый факультет ордена Ленина Харьковского авиационного института им. Н.Е. Жуковского по специальности «инженер-механик по производству летательных аппаратов». По завершении учёбы в ХАИ направлен на Калининградский машиностроительный завод, впоследствии производственное объединение «Стрела», ГНПЦ «Звезда-Стрела», головное предприятие АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
Работал инженером-конструктором, инженером-испытателем, секретарём комитета комсомола, заместителем секретаря парткома предприятия, ведущим инженером, заместителем начальника и начальником агрегатно-механического цеха, заведующим промышленно-транспортным отделом ГК КПСС, секретарём парткома КПО «Стрела», заместителем главного инженера по новой технике и товарам народного потребления, первым заместителем генерального директора-главным инженером ГНПЦ «Звезда-Стрела», техническим директором ГНПЦ «Звезда-Стрела».
В 1977 году окончил факультет организаторов промышленного производства и строительства Московского института управления. Принимал непосредственное участие в организации разработок, испытаний и серийного производства авиационных ракет Х-25МР, Х-25МЛ, Х-25МП и нового поколения изделий различного назначения Х-31.
В условиях недостаточного финансирования организовал подготовку производства ракет Х-35Э для комплексов морского и берегового базирования «Уран-Э», «Бал-Э» и др. По его инициативе в 1994 году осуществлено объединение ОКБ «Звезда» и КПО «Стрела», что стало предпосылкой создания КТРВ. Почётный авиастроитель СССР, Почётный машиностроитель Российской Федерации. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, Почётными знаками Губернатора Московской области, Благодарностью Правительства Российской Федерации. Ветеран труда, Почётный гражданин города Королёва.

Стрекалов А.Ф..jpgАЛЕКСАНДР ФЁДОРОВИЧ СТРЕКАЛОВ
Кандидат технических наук, действительный член Российской академии космонавтики имени Циолковского, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РФ. С 2016 года помощник генерального директора АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Почётный гражданин города Королёва.

Александр Фёдорович Стрекалов родился 8 января 1948 года в  Калининграде (ныне г. Королёв). В 1967 году окончил Калининградский механический техникум, а в 1973 году – Всесоюзный заочный машиностроительный институт.
Вся трудовая деятельность Александра Фёдоровича связана с РКК «Энергия» имени С.П. Королёва. Он прошёл путь от инженера-конструктора до генерального директора завода. Под его руководством была проведена большая работа по техническому перевооружению и реконструкции завода, внедрению новой техники, автоматизации процессов управления.
При участии А.Ф. Стрекалова на предприятии создавались космические корабли «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс», многоразовая космическая система «Энергия»-«Буран», орбитальные станции «Салют», «Мир», Международная космическая станция. В 2006 году Александр Фёдорович возглавил ЗАО «Завод экспериментального машиностроения Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева». Награждён орденами Почёта, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, золотой медалью «Владимир Фёдорович Уткин».
Пресс-служба КТРВ





Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку