№ 71 (18683) Четверг, 06 июля 2017 года Полная версия газеты
в формате PDF — Для просмотра необходим Adobe Reader

Полосы газеты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Незабываемый «Виток»

Незабываемый «Виток» За громкие слова цени певцов.
Меня – за мысли тихие без слов.
Вильям Шекспир, из сонета 85.
Перевод С.Я. Маршака.

Именно эти пожелания на Новый 1965 год из массы других я выбрала себе на новогоднем заседании редакции устного молодёжного журнала «Виток» (НПО «Энергия», ныне РКК «Энергия»), на третий выпуск которого я пришла, а потом на долгие 20 лет осталась в редакции. На третьем выпуске присутствовали корреспонденты и члены редакции радиостанции «Юность». В ответ гости пригласили редакцию нашего журнала на запись программы «Бригантина», и мы стали основной аудиторией этой передачи. В ней рассказывалось о путешествиях, новых открытиях. Мы имели возможность задать любой вопрос, а в конце записи программы договориться о встречах на «Витке» с интересным человеком. Радиостанция «Юность» впервые появилась в эфире 16 октября 1962 года. Активное участие в создании радиостанции принял бард Юрий Визбор.

Первая редакция
О том, как я познакомилась с историей создания журнала, я писала в статье «Так начинался «Виток» («Калининградская правда» от 04.12. 1979 г.). Об истории и о работе редакции также писали: ведущая журнала Галина Кустова в статье «Пока горит свеча»  («КП» от 03.06.1999 г.); сотрудник предприятия Геннадий Сизенцев в книге видного деятеля аэрокосмической науки и практики В.М. Филина «Притяжение луны» в 2005 году; Галина Кустова в статье «И всё-таки было то время высоким», опубликованной в газете «Неделя в Подлипках» («НвП» от 23.10.2008 г.); один из создателей журнала и его ведущая Татьяна Самохвалова в статье «Всё об искусстве, технике, науке…», опубликованной в журнале «Завод, энергия, мы» Завода экспериментального машиностроения.
Информация, изложенная в этих статьях, охватывает период с 1964 по 1974 год, когда журналом руководили Станислав Хотимский, Валентин Овсянников, Анатолий Морозов. Создание устного журнала было в чистом виде собственное изобретение молодых специалистов-испытателей отдела 19. Поддержали идею и руководство отдела, и лично Королёв.
В первую редакцию вошли сотрудники всё того же 19-го отдела КБ: Стас Хотимский (редактор), Анатолий Прокофьев, Олег Мартынов, Сергей Фирсанов, Николай Иосад, Лариса Куриленко, Нина Зайцева, Рая Белоусова, Таня Самохвалова и я — все молодые инженеры, нам было тогда по 24–25 лет. С 1974 по 1979 год журналом руководили Юрий Инюцин и Вячеслав Холодивкер, а с конца 1979 года редактором стал Виктор Харичкин. Первым ведущим журнала был Олег Мартынов. Кроме того, журнал вели Галина Кустова, Татьяна Самохвалова, Владимир Шауров, Альберт Саркисьян.
В статье «Павел Цыбин» («КП» от 16.06.2015 г.) я рассказала о работе редакции журнала с заместителем С.П. Королёва Павлом Владимировичем Цыбиным, а в статье «Пригласительный билет» («КП» от 26.07.2016 г.) – о встрече с В.С. Высоцким на выпуске журнала «Виток» в 1980 году и о вечере его памяти спустя 25 лет. Последние две публикации охватывают период до 1980 года.
Ведущие, которых я назвала, были постоянными. Им на смену выходили Анатолий Пархачёв, Александр Абрамов, Татьяна Панасюк, Светлана Золотухина, Алексей Комиссаров, Надежда Михеева, Семён Андрачников, Валерий Розов, Елена Екимова, Марина Кананкина, Александр Чернявский. Были и ответственные за выпуск, это Владимир Шауров, Михаил Осин, Николай Масалкин, Александр Стрекалов, Борис Андрачников. За время существования журнала через его редакцию прошло около 150 человек. Обложка программки «Витка» была взята из журнала «Юность».

Становление журнала
Вспоминает первый редактор журнала Станислав Хотимский: «Руководство журналом я взял на себя. Мы оформили программку с изображением женского профиля на титульном листе, взятого из журнала «Юность», но Главлит (основной цензор) нам не разрешил её печатать. Мы не знали, что делать. Помог Сергей Фирсанов. Взяв программку, он сказал: «Сделаю!» И вскоре привёз её с разрешающей подписью. Её поставил главный редактор газеты «Комсомольская правда». Этот профиль стал на все годы эмблемой нашего устного журнала «Виток». Заставки к номерам (страницам) были сделаны Альбертом Саркисьяном. Все ребята, приходящие в редакцию, были сотрудниками нашего предприятия. Заседания редакции проходили в комитете комсомола предприятия. В разное время в этих заседаниях принимали участие секретари комсомольской организации Артур Иванников, Михаил Шестопалов, Анатолий Анфиногенов, Рудольф Богданов, Владимир Долгих, Владимир Щерица. От партийного комитета в редакции присутствовали сначала В.Ф. Клинов, а затем А.Г. Богданов.
За неделю до выпуска на заседании  редакции  составлялась программка. Тщательно выбирались названия страниц и соответствующие к ним заставки. Готовая программка должна быть залитирована (то есть получено разрешение на печать в типографии). За всё время литирования предложенный текст не получал замечания. Эта организация находилась в Мытищах. Несколько раз литировать программку поручали мне. Программку печатали в типографии нашего предприятия, главный инженер которой Г.Ф. Плеханова тоже была членам нашей редакции.

Моя первая страничка
Жили мы очень дружно и интересно. Очень часто собирались в Валентиновке  у Инны Масалович. Футбол смешанных команд (мужчины и женщины) доставлял истинное удовольствие.
Была идея снять фильм. Профком предприятия помог достать кинокамеру. С ней работал профессионал Володя Виденичев. Снимали на Пироговском водохранилище, в Таллине (на экскурсии). По окончании съёмок кинокамера была возвращена на предприятие.
Первой моей страницей («Виток» №12) было приглашение актёров Театра мимики и жеста при Всероссийском обществе глухих. Эти актёры не слышали. Я случайно попала на их спектакль, и они меня покорили. Их выступление покорило и зрителей журнала. Зал стоя приветствовал молодых артистов после выступления, отдавая дань их тяжёлому труду. Как играют актёры, которые не слышат аплодисментов? Почему глухие до сих пор живут в своём отдельном мире? В Интернете я нашла ответы директора Театра мимики и жеста Николая Чаушьяна на эти вопросы корреспондента телеканала «Мир 24». Именно к директору театра я обращалась тогда с приглашением на выпуск устного журнала «Виток». Он читал информацию с моих губ (тоже неслышащий).
Рассказывает Николай Чаушьян: «В Москве множество мест, куда может пойти слышащий человек. Единственное место, куда могут пойти глухие, – это Театр мимики и жеста. Это единственный в России и первый в мире профессиональный театр глухих актёров, который был создан в 1963 году. В театре играют 16 человек, из них три диктора-переводчика. Выразительность и эмоции наших актёров на порядок богаче, чем у слышащих актёров. Кроме того, у нас есть синхронный перевод диктора-переводчика, который тоже добавляет выразительности для слышащего зрителя. В репертуаре театра 11 спектаклей. Это «Бременские музыканты», «Золушка», «Маугли» и другие.

Галина Рождественская
Золотыми страницами выпусков журнала «Виток» стали выступления Аркадия Райкина, Галины Улановой, Елены Образцовой, Вольфа Мессинга, Надежды Павловой, Александра Розенбаума. Эти встречи были организованы Галиной Рождественской.
На 72-м выпуске журнала мы отмечали юбилей – 100 страниц журнала, ею подготовленных, а за время работы в редакции она  сделала 175 страниц. В 1978 году Галина Рождественская создала свой устный журнал книголюбов «Светоч». В своей книге «Полвека, ставшие эпохой» Раиса Дмитриевна Позамантир пишет: «Она возглавила клуб интересных встреч «Светоч» общества книголюбов предприятия, и в течение 12 лет его выпуски были праздником муз с участием Раймонда Паулса, Валерия Леонтьева, Андрея Тарковского, Алисы Фрейндлих».
Мы работали вдохновенно, работали совершенно бесплатно. За энергичную работу администрация Дворца культуры имени М.И. Калинина, где проходили выпуски журнала, наградила нас путёвками в Анапу на базу отдыха: Инну Масалович, Ларису Зеленову, Галю Рождественскую и меня. Профком НПО «Энергия» награждал нас экскурсионными путёвками.

Встреча с Бутейко
«Виток» №50. У нас в гостях – кандидат медицинских наук К.П. Бутейко. Методика, о которой рассказал Константин Павлович, представляла интерес, и мы договорились, что он познакомит нас с ней. Для этого мы обратились к врачу МСЧ-170 Алле Сергеевне Некрасовой с просьбой собрать группу больных. Была собрана небольшая группа, в основном астматиков. В этой группе вместе с доктором А.С. Некрасовой была и я. Метод Бутейко – ВЛГД (волевая ликвидация глубокого дыхания) требовал работы над собой, времени и ведения дневника занятий. Только один человек – Надежда Торопова (её привели мои друзья; диагноз – ревматизм сосудов головного мозга) смогла, освоив эту методику под контролем К.П. Бутейко, избавиться от своего недуга и затем выйти на работу. Основной принцип Бутейко состоял в том, что главной причиной «болезней цивилизации» является нарушение обмена веществ, вызываемое неправильным дыханием. Он предложил нормализовать систему дыхания посредством разработанного им метода волевой ликвидации глубокого дыхания. Под словом «волевой» понимается «сознательной», но не насильственной ликвидации открытой им «болезни». Метод ВЛГД получил применение в медицине для контроля симптоматически бронхиальной астмы.

Наш гость — генерал Дроздов
Постепенно мои тихие мысли воплощались в страницы журнала. Во время работы летом (находясь в отпуске и за счёт колхозной единицы) старшим воспитателем в спортивном лагере «Вымпел» на реке Воре, я приехала в Москву, в музей КГБ. Это неофициальное название историко-демонстрационного зала ФСБ России. Создавался он исключительно для сотрудников, однако в 1989 году был открыт для всех желающих. В музее я решила две проблемы: пригласила в лагерь директора музея и познакомилась  с генералом Юрием Ивановичем Дроздовым. Он согласился приехать к нам на «Виток». Встреча в лагере состоялась. Надо было видеть горящие глаза ребят, слушающих директора музея. Мне он подарил книгу  «Биография Феликса Дзержинского» с автографом: «Людмиле Николаевне за огромную работу по воспитанию молодёжи на славных традициях. Директор музея КГБ В. Кузьмин».
Осенью состоялась встреча и с генералом Дроздовым. Его выступление было  в середине выпуска. Я должна была выехать за ним. Неожиданная ситуация: все машины в гараже предприятия заняты.   Выручил секретарь партийного комитета А.П. Тишкин, предложив воспользоваться его служебной машиной ЗИМ.
Выехали из города. Начал сгущаться туман. При подъезде к ВДНХ туман рассеялся. Встретились с Ю.И. Дроздовым и вместе с ним выехали в Калининград (Королёв). Начиная с поворота  с Ярославского шоссе на улицу Пионерскую снова попали в зону сильного тумана. На улице Терешковой туман был настолько сильным, что мы видели за окном машины только белую пелену. По нашим подсчётам осталось только повернуть направо, к Дворцу культуры, который мы тоже не видели, но в это время шофёр резко остановил машину. С улицы Октябрьской (слева) вынырнула машина. Находчивость и быстрая реакция водителя спасла нас от сильного бокового удара, но я от резкого торможения слетела с заднего сиденья и врезалась в переднее (ЗИМ – большая машина). Генерал Дроздов по инерции тоже упал на переднее сиденье, у него из кармана выпали документы. Нас спасло искусство водителя. Мы появились за кулисами взволнованными, но члены редакции напоили нас горячим чаем, успокоили. А приём зрителей (в зале был аншлаг) снял с Юрия Ивановича дорожную тревогу. На той же машине его благополучно отвезли  домой.
Прим. ред. «КП». В июне этого года пресс-бюро службы внешней разведки сообщило, что бывший начальник отечественной нелегальной разведки, создатель и руководитель разведывательно-диверсионного подразделения внешней разведки «Вымпел» Юрий Дроздов скончался на 92-м году жизни.
Он был участником Великой Отечественной войны, встретил победу в Берлине. В 1956 году закончил Военный институт иностранных языков, был переведён в Комитет государственной безопасности и на следующий год направлен в Берлин в качестве оперативного работника.
«Юрий Иванович принял непосредственное участие во многих операциях разведки, в том числе в операции по обмену Р.И. Абеля на американского лётчика Ф. Пауэрса. Был резидентом в Китае и в США. В ноябре 1979 года был назначен начальником нелегальной разведки, которую возглавлял до ухода в отставку в 1991 году», – рассказали в СВР.
Дроздов был участником афганских событий. «Сотрудники и ветераны службы внешней разведки испытывают боль утраты. Юрий Иванович был настоящим русским офицером, душевным человеком, мудрым командиром», – отмечается в сообщении ведомства.
Его сын Юрий Юрьевич работает на одном из предприятий нашего города.

С личным секретарём Александры Коллонтай
Рассказывая об устном журнале «Виток», я, конечно, касаюсь в основном своих страниц. Уверена, что за каждой страницей журнала стоит своя история.
Приближался март 1972 года – года столетнего юбилея со дня рождения первой женщины-министра в первом советском правительстве — Александры Михайловны Коллонтай. Эту страницу помог сделать Герман Носкин, начальник лаборатории, где я работала. Возвращаясь из командировки из Ногинска, он в электричке познакомился с очень милой и благородной женщиной, шведкой по национальности, Эми Генриховной Лоренсон, оказавшейся личным секретарём А.М. Коллонтай. Согласие получено, и Э.Г. у нас. В организации этой встречи нам помогала и Нина Коробова.
А.М. Коллонтай получила разностороннее домашнее образование. Владела английским, немецким, французским, шведским, норвежским, финским и другими языками. Была послом СССР в Мексике, Норвегии, Швеции. Из Швеции она вернулась в Москву вместе с Э.Г. Лоренсон, которая осталась в СССР. Уезжая из нашего Калининграда (Королёва), Э.Г. Лоренсон пригласила нас на свой 80-летний юбилей. Конечно, мы поехали, поздравили Эми Генриховну. К ней на юбилей приехали её друзья из ФРГ, Финляндии, Швеции. Это были женщины её возраста, но увлечённые, жизнерадостные. Мы, тридцатилетние, на их фоне выглядели странно.

Академик Блохин
Следующая страница журнала — встреча с Героем Социалистического Труда, президентом Академии медицинских наук СССР,  председателем Комитета по международным ленинским премиям, президентом общества «СССР – США», директором онкоцентра на Каширке Н.Н. Блохиным. К 90-летию со дня его рождения Сибирский онкологический журнал  (г. Томск) написал: «По существу, Н.Н. Блохин составил целую эпоху в развитии отечественной онкологии и медицинской науке». Как надо уважать труд работников космической науки и техники, чтобы при такой занятости Н.Н. Блохин приехал на выпуск журнала «Виток». Я к нему приехала домой и обомлела: вся квартира была увешена картинами его работы.
Но не всегда страницы журнала получались. Мне дали задание пригласить на выпуск лектора-международника из ЦК КПСС, дали его телефон. На другом конце провода мне очень вежливо ответили, что это ЦК КПСС, спросили: «Вы секретарь парткома?» «Нет», – ответила я. «Вы – член КПСС?» «Нет», – ответила я. А затем в трубке раздался крик: «Да какое вы имели право звонить в ЦК КПСС?» Моя трубка медленно опустилась на рычаг. Интересующего нас человека мы нашли по другим каналам.

Шутят гости – шутят хозяева
Звонит редактор, я записываю: «Холост, тёмно-синее немодное пальто, в очках, с портфелем, ручка портфеля обмотана синей изоляционной лентой». Мне сообщаются приметы человека, открывающего первую страницу журнала. Его я должна встретить в 17.00 на ступеньках выхода из метро «Курская». Я с ним не знакома, договаривалась Галя Рождественская. По дороге на вокзал мы с водителем, улыбаясь, гадали: кого мы сегодня привезём? В пять часов вечера мы на месте. На ступеньках стоят человек двадцать, но все парами. А время идёт. И вот из метро выходит мужчина, с ним совпадают все приметы. Я бросаюсь к нему и говорю, что я вместо той девушки, с которой он договаривался. Он удивлённо смотрит на меня, а потом говорит, что это его устраивает. Берёт меня за руку и ведёт за угол метро. Я говорю, что у меня машина, а он отвечает, что у него рядом квартира. И тут мой взгляд падает на ручку портфеля, а она обмотана не синей, а коричневой изолентой! Я еле вырываюсь из его рук и возвращаюсь на ступеньки. Обращаю внимание на пару, стоящую в отдалении. Вспоминаю фамилию нашего гостя и спрашиваю: «Вы Лев Миронович Гиндилис?» Он отвечает: «Да! Знакомьтесь, моя жена». Вот так, с улыбкой, мы возвращаемся на выпуск журнала, хотя водитель говорил, что волновался, когда мужчина повёл меня в другую сторону.

Шампанское для Капицы
Ждём выступления Сергея Петровича Капицы, ведущего на ТВ-программу «Очевидное – невероятное». Вижу улыбки мужской половины редакции. С ними в кругу – Саша Лисицын из устного журнала «Спектр». Выхожу в зал, занимаю одно из мест для редакции. На сцене, как всегда, для выступающих микрофон, столик, стакан воды. Зал с интересом слушает Сергея Петровича. Он отпивает глоток воды, а затем выпивает всю и показывает ведущей на пустой стакан. Ему приносят полный стакан. Он его снова выпивает, а затем с ещё большей энергией продолжает свой рассказ. Публика ему рукоплещет. По окончании выступления за кулисами узнаю, что вместо минеральной воды ребята наливали ему шампанское.  Такую шутку можно проделать только с тем человеком, который был уважаемым и любимым.

Эра устных журналов
Вспоминает редактор устного журнала «Виток» в 1980 году Виктор Харичкин:
«В то время в культурной жизни города правили бал устные журналы. Одни из них выходили ежемесячно, другие от случая к случаю. Регулярно выходящих журналов, работающих на сцене ДК имени М.И. Калинина, было четыре. Это старейший журнал «Виток» (НПО-РКК «Энергия»), «Горизонт» (ЦНИИмаш), «Сатирикон» (НПО ИТ) и «Спектр» (КБхиммаш). Среди них было жуткое соперничество за зрительские симпатии».

Вспоминает ведущий журнала «Виток» Владимир Шауров:
Сегодня в Дом культуры не пробиться!
И счастлив тот, билетик кто достал.
И это не гастроли из столицы –
Народ пришёл на устный наш журнал.
Редакция вся пашет не для славы,
Главу, бывает, тащат «на ковёр».
И были те кругом, конечно, правы,
Кто видел здесь для творчества простор.
Программки пожелтевшие листаю,
Своих коллег читаю имена,
С волнением невольным ощущаю,
Чем был «Виток» в те годы для меня.

Воспоминания ведущей Людмилы Овсянниковой:
Кругом родные лица,
Куда уж тут уйти,
И новые страницы
Маячат на пути.
И да поможет разум
До точки докрутить,
А там решим все разом:
Нам быть или не быть.
Журнал стал настоящей стартовой площадкой для роста больших руководителей. Приятно узнать со страниц «Калининградки», кем стали члены редакции «Виток»: Александр Фёдорович Стрекалов – Почётный гражданин города, Александр Александрович Абрамов – президент Торгово-промышленной палаты нашего города.
Но все мы – одна семья. В редакции родился семейный союз Надежды и Анатолия Михеевых. Праздновались свадьбы, рождались дети… Помню, как после работы из детского сада с сыном мы бежали на заседание редакции в комитет комсомола, боясь опоздать.

От «Горизонта» до «Корвета»
Вспоминает первый ведущий устного журнала «Горизонт» Алексей Пьянков:
«Я горжусь тем, что после окончания Калининградского механического техникума начал свою деятельность конструктором  III категории в ОКБ-1 (ныне — РКК «Энергия»). Был по предложению предприятия рекомендован на впервые открывшийся факультет электроники и счётно-решающей техники (ФЭСТ) Московского лесотехнического института. Комиссия по распределению направила меня, как будущего специалиста по автоматизированным системам управления, в ЦНИИмаш в начале 1966 года. При постановке на учёт в комитет комсомола мне было предложено стать ведущим первого выпуска  устного журнала «Горизонт». В то время в Калининграде (Королёве) как грибы, один за другим, стали рождаться устные журналы, что было естественно, так как молодые специалисты предприятий были выпускниками ведущих учебных заведений Москвы.
«Виток», «Горизонт», «Спектр», «Сатирикон» стали основной воспитательной, художественно-эстетической силой среди молодёжи города.
Соревновательный дух, самоотверженность, безграничная отдача любимому делу позволили привлекать в город самых известных людей страны. Каждый имел свою роль в этом дружном ансамбле, который назывался редакцией журнала. Я сначала был первым ведущим «Горизонта», а в связи с образованием  нового института измерительной техники создал устный журнал «Сатирикон». Название журналу подсказал Аркадий Райкин, который мечтал о создании в стране журнала такого редкого жанра, как сатира. Моей личной «фишкой» стало приглашение бардов, поскольку много лет я был одним из организаторов Московского клуба песни.
Важной особенностью редакций было взаимодействие между собой, проведение совместных мероприятий, оказание методической помощи, обмен телефонами.
Калининградская молодёжь одной из первых заявила о новом направлении и проявила себя не только как создатель новой космической техники, но и как сообщество творческих, талантливых людей.
В 1991 году устные  журналы в нашем городе прекратили своё существование. Но актив так называемых шестидесятников решил своими силами воссоздать в Королёве новый устный журнал. Ему дали название «Корвет» (Королёвские ветераны). С другой стороны, парусное судно корвет в России является символом силы и мощи времён Петра Первого.
Организацию «Корвета» взяло на себя Королёвское общество инвалидов, привлекая в свои ряды всех неравнодушных людей. В декабре 2012 года в стенах Делового и культурного центра «Костино» (бывший Дворец культуры имени В.И. Ленина) состоялся первый выпуск ежемесячного устного журнала. Культурная жизнь снова стала бить ключом.
«Корвет» стал первым действующим устным журналом, освещающим новости о нашем городе, общественной жизни, культуре, искусстве наших земляков. И очень отрадно, что свою лепту в жизнь журнала вносят такие представители устных журналов, как Галина Рождественская и Людмила Калинина».
И верится, что тот творческий факел, запылавший в 1964 году с журнала «Виток», продолжит и умножит творческое долголетие людей, отдавших всю свою энергию защите обороны нашей великой Родины.

ЛЮДМИЛА КАЛИНИНА

Возврат к списку