№ () Четверг, 01 января 1970 года

Ракета, изменившая космонавтику

Ракета, изменившая космонавтику На заседании присутствовали работники и ветераны корпорации «Энергия», а также сотрудники предприятий, участвовавших в разработке и испытаниях ракеты-носителя.
Генеральный конструктор корпорации Евгений Микрин от имени руководства предприятия и членов научно-технического совета поблагодарил участников проекта за результаты их труда, большой личный вклад в создание ракеты-носителя «Энергия» и многоразовой космической системы «Энергия»–«Буран».
Евгений Анатольевич отметил, что в создании и запуске ракеты-носителя участвовали 1200 предприятий по всей стране, что стало самым масштабным проектом в истории отечественной космонавтики. Руководство страны поставило задачу использовать при создании РН только отечественные технологии и материалы. Во время создания ракеты-носителя было применено и использовано больше 80 новаторских технических решений и технологий. А потенциал, который был вложен в проект, и тот опыт, который российская космонавтика вынесли из него, используются по сей день в других космических проектах.
— Большое  значение сыграл энтузиазм людей, которые занимались созданием системы «Энергия»–«Буран», — подчеркнул Евгений Микрин. — Реализация новых проектов будет достойным продолжением дела разработчиков «Энергии», это позволит дать путёвку в жизнь новым современным перспективным средствам выведения.
Научный консультант корпорации Вахтанг Дмитриевич Вачнадзе отметил, что проект ракеты-носителя имел и большую политическую значимость.
— Президент США Рональд Рейган часто рассказывал о «звёздных войнах», — сказал Вахтанг Дмитриевич. — Он говорил, что тот, кто выиграет войну в космосе, будет управлять Землёй. Но у США не было такой ракеты-носителя, как РН «Энергия», которая могла бы вывезти в космос такие гигантские грузы. И в итоге они отказались от идеи «звёздных войн».
Первый заместитель генерального конструктора — главный конструктор средств выведения РКК «Энергия» Игорь Радугин отметил, что опыт, полученный в рамках проекта, понадобится при создании перспективного космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса, который будет использоваться для пилотируемых экспедиций к Луне, астероидам и Марсу.
— Одним из ключевых элементов РН «Энергия», который будет использован в составе перспективного носителя, является уникальный кислородно-керосиновый двигатель РД-171М, аналогов которому нет в мире до настоящего времени, — сказал Игорь Сергеевич.
О нюансах в строительстве стартового комплекса, создании и испытании ракеты, о колоссальном объёме наземной отработки, внедрении уникальных материалов и технологий рассказали ведущий научный сотрудник, бывший заместитель главного конструктора по координации работ и экспериментальной отработке МТКС «Энергия»–«Буран» Вячеслав Филин, экс-глава Волжского конструкторского бюро РКК «Энергия» Станислав Петренко и советник генерального директора РКК «Энергия», экс-министр общего машиностроения СССР Олег Бакланов.
В завершение научно-технического совета Евгений Микрин наградил участников работ по созданию РН «Энергия» Вячеслава Филина, Вахтанга Вачнадзе и Олега Бакланова орденами К.Э. Циолковского. Почётные звания «Ветеран космонавтики России» были присвоены главным специалистам Валерию Лыфарю и Константину Попову.


Историческая справка
Ракета «Энергия» — уникальный отечественный носитель сверхтяжёлого класса, на базе которого планировалось создание целого семейства унифицированных ракет-носителей, включая РН «Энергия-М» грузоподъёмностью до 34 т на низкой орбите и сверхтяжёлый носитель «Вулкан» грузоподъёмностью до 200 т
для пилотируемой экспедиции на Марс.
Ракета «Энергия» отличалась повышенной надёжностью и живучестью. Конструкция предусматривала резервирование жизненно важных систем и агрегатов. Специальные средства аварийной защиты контролировали состояние маршевых двигателей обеих ступеней и при любых отклонениях отключали аварийный агрегат. При разработке программ управления было проанализировано более 500 вариантов аварийных ситуаций и предусмотрены способы их парирования. В частности, ракета могла продолжать управляемый полёт при аварийном выключении одного из маршевых двигателей первой или второй ступени. На случай нештатных ситуаций при запуске орбитального корабля «Буран» было предусмотрено два сценария: автоматическое выведение корабля на низкую «одновитковую» орбиту с последующей посадкой на один из аэродромов и манёвр возврата на активном участке выведения с посадкой корабля на аэродром Байконура.
Ракета-носитель «Энергия» стала первой ракетой, использующей криогенное горючее на маршевой ступени, и самой мощной из отечественных ракет — суммарная мощность двигателей составляет около 170 миллионов лошадиных сил. Ракета «Энергия» была выполнена по двухступенчатой схеме «пакет» с параллельным расположением четырёх кислородно-керосиновых ракетных блоков первой ступени (блоки А) вокруг центрального кислородно-водородного ракетного блока второй ступени (блока Ц) и асимметричным боковым расположением полезного груза.
Благодаря своей компоновке, РН «Энергия» являлась универсальной и была способна выводить на околоземные орбиты полезную нагрузку массой более 100 тонн, как в виде многоразового орбитального корабля, так и в виде самостоятельного крупногабаритного космического аппарата.
Первый пуск «Энергии» состоялся 15 мая 1987 года в 21.30 мск с космодрома Байконур. Он был проведён практически без замечаний и доказал возможность перехода к лётным испытаниям многоразовой космической системы с орбитальным кораблём «Буран». Суммарная тяга двигателей в начале полёта составляла около 3550 тонн. Стартовая масса ракеты могла достигать 2400 тонн. Второй пуск состоялся 15 ноября 1988 года в составе комплекса МТКС «Энергия»–«Буран».



СТЕПАН ДАВИДЕНКО

Возврат к списку