«Это легко, и мы сделаем это завтра!»

04.03.2021

photo_2021-03-02_20-18-57.jpg

Начав с нуля, за три года предприниматель Лилия Полякова построила сеть из шести городских кофеен, зарегистрировала собственную торговую марку и получила титул «Леди-бизнес Королёв-2020» по версии городской Торгово-промышленной палаты.
Чтобы достичь этого, Лилии пришлось закрыть два первых бизнеса, смириться с потерей полутора миллионов рублей и встать за барную стойку кофейни будучи на седьмом месяце беременности.
Специально для проекта «Деловые люди» Лилия Полякова рассказала о том, как думала и действовала на разных этапах развития бизнеса и какие решения приводили к провалу, а какие – к успеху.

Путём проб и ошибок
Лилия родилась и выросла в Киеве. Королёв – родной город её супруга Георгия. Сюда молодую жену он перевёз 8 лет назад. До замужества и переезда девушка шесть лет работала юристом. По этой же специальности первое время трудилась в Королёве.
– Первым у нас в семье бизнес открыл Георгий, – вспоминает Лилия. – Муж занялся производством и продажей энергосберегающего оборудования. Я же работала по найму, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств наша семья не осталась без денег. После того как у мужа всё наладилось, он пришёл ко мне и сказал: «Ты же всегда мечтала о своём деле. Вот теперь самое время начать!»
В тот момент готовилось открытие торгового центра на въезде в город. Как рассказывает Лилия, все ожидали, что он станет популярным местом для жителей. Многие предприниматели поспешили занять арендную площадь. Так поступили и супруги Поляковы:
– Мы с самого начала хотели сделать там кофейню, но администрация ТЦ не разрешила. Они продвигали два своих ресторана и не хотели лишней конкуренции. Нам пообещали дать разрешение на кофейню чуть позже, а пока попросили выбрать другой вид деятельности.

photo_2021-03-02_20-20-20.jpg

Лилии понравилось предложенное место. Они с мужем решили, что подождут с кофейней. Супруги временно открыли небольшой магазин бижутерии. Всё сложилось удачно. Магазинчик быстро окупил вложения и начал приносить прибыль. Первый успех окрылил начинающую предпринимательницу. Казалось, что так будет и с другими проектами. Это заблуждение новичка дорого обошлось впоследствии.
Спустя четыре месяца после открытия «Островка бижутерии» Лилии позвонила подруга и предложила открыть магазин одежды в торговом центре в Перловке.
Предложение показалось интересным, и Лилия сразу взялась за дело. Уже через две недели после телефонного разговора Поляковы полетели в Китай за товаром.
– Вещи так и не приехали. Всё застряло на таможне в Гуанчжоу, – рассказывает Лилия о первой значимой потере. – У всех тогда были какие-то серьёзные проблемы с китайской таможней, вот и нам досталось. Мы три недели платили за дорогую аренду торговому центру, а открываться было не с чем. Немного помогла страховая компания. Нам выплатили 8000 $, и мы купили на них итальянские вещи со склада в Москве.
Магазин наконец открылся. Лилия и Георгий надеялись, что теперь-то всё наладится. Но в их отдел покупатели заходили редко. Товарооборота почти не было. Лилия не сразу поняла, в чём дело, ведь в самом торговом центре было очень многолюдно. Наблюдая, девушка заметила, что в ТЦ преобладают магазины с товарами эконом-класса, а основные посетители – студенты и люди с небольшим бюджетом. Её дорогие итальянские вещи здесь не были востребованы.
Не в правилах Лилии медлить с принятием решения. Она закрыла магазин в Перловке, а вещи стала потихоньку распродавать через другие каналы.
– Наши совокупные потери составили 1,5 миллиона рублей. Это был серьёзный удар для нашей семьи, – резюмирует Лилия. – Но это многому нас научило.

photo_2021-03-02_20-19-31.jpg


Вслед за мечтой
Тем временем «Островок бижутерии» продолжал работать, а Георгий и Лилия узнали, что скоро станут родителями. Наступило время подумать о покупке кроватки, коляски и прочих необходимых вещей для будущего малыша. Многие посчитали бы, что это не самое удачное время для новых бизнес-вложений. Так думала и Лилия. Но у неё не получилось запретить себе мечтать.
– Шёл шестой месяц беременности.
Я стояла за прилавком «Островка бижутерии», смотрела на гуляющих по ТЦ людей и думала. Думала о том, что всё-таки хочу открыть кофейню. И тогдя я заключила договор сама с собой.
Предпринимательница решила, что если за месяц сможет продать вещей и бижутерии на сумму, необходимую для первых вложений, то придёт к мужу, чтобы ещё раз поговорить о кофе и о своей мечте.
– Я активизировалась по максимуму. Завела соцсети, выложила туда фото товара. Разослала сообщения всем друзьям и знакомым. Целый месяц я работала на огромной скорости. Мне удалось продать товара на 200 тысяч рублей. Кажется, за все прошедшие годы я не продала столько, сколько за те четыре недели.
Состоялся семейный совет. Георгий вновь поддержал любимую жену. Вскоре была открыта первая кофейня.
Лилия любит эспрессо. Это крепкий, горячий кофе без посторонних примесей и подсластителей – чистая энергия. А ещё Лилия с детства любит фильмы про ковбоев. Две её страсти соединились неожиданным образом и трансформировались в оригинальную бизнес-концепцию. Тематика Дикого Запада нашла отражение в интерьере кофеен, в названии напитков и блюд. Если заглянуть глубже, то можно сделать вывод, что и бизнес Лилия ведёт по-ковбойски. Она не реанимирует дохлую лошадь, а уверенно перебрасывает седло и скачет дальше. Как и герои вестернов, смело преодолевает препятствия и не бросает своих в беде.

photo_2021-03-02_20-21-15.jpg

– Самым тяжёлым испытанием для нас стала пандемия. Нам пришлось закрыть все кофейни. Я три дня страшно переживала. А потом взяла себя в руки и решила, что нужно действовать, чтобы выжить и сохранить персонал. Мы открыли доставку. В команде все переквалифицировались. Кто-то из бариста стал пекарем, кто-то модератором по приёму заказов, кто-то курьером. Первые дни на доставку выезжали только мы с мужем. Мне важно было самой понять: реально ли доставить кофе горячим?
В те дни очень помогло взаимодействие с администрацией города и с Торгово-промышленной палатой. Они разъясняли нам, как можно работать в изменившихся условиях. Вскоре мы открыли четыре кофейни для выдачи заказов на вынос. Нам удалось главное – сохранить всю команду. На память от пандемии нам досталась отлаженная система доставки. После снятия ограничительных мер мы открыли шестую кофейню и зарегистрировали собственную торговую марку, чтобы иметь право продавать франшизу.

Умение держать удар
По меткому выражению британского премьер-министра Уинстона Черчилля, «успех – это способность двигаться от одной неудачи к другой без потери энтузиазма». Действовать исключительно на энтузиазме за три года существования сети кофеен Лилии Поляковой приходилось не раз. Пока одни кофейни радовали прибылью, другие приносили убытки. Их закрывали, несмотря на вложенный труд и финансы.

photo_2021-03-02_20-19-39.jpg

– Мы закрыли две кофейни. Одну всего через два месяца после открытия. По предложению знакомых мы стали готовить кофе при их автосервисе. Я примерила мысль на себя и подумала, что это здорово. Ты имеешь возможность выпить хороший кофе, пока твоя машина на мойке или на шиномонтаже. В помещении уже было всё необходимое, и мы стартовали с минимальными вложениями. В первый месяц всё шло хорошо.
Гостям было интересно заглянуть в новую кофейню. Но уже во второй месяц продажи резко упали. Клиентов среди автовладельцев, вопреки ожиданиям, было немного. А люди с улицы почти не заходили, потому что им неприятно было проходить через неопрятное помещение автосервиса. Мы не стали тянуть время и закрыли кофейню.
– Вторая из закрытых кофеен обошлась нам дороже. Мы долго готовились к её открытию в большом торговом центре в Мытищах. Она была очень красивой. Помещение позволяло расположить при кофейне пекарню. Мы открылись в начале марта 2020 года, а уже через две недели закрылись из-за введённых ограничений. Когда работу возобновили, выяснилось, что наш субарендатор не выполнил своих обязательств по рекламе, по оплате и ещё по многим пунктам. Кульминацией стало то, что общий фудкорт остался без уборщицы на все предновогодние дни. Столики оказались буквально завалены мусором. Я не хочу, чтобы гости моей кофейни отдыхали в таких условиях. Мы пробовали договориться и решить ситуацию напрямую с ТЦ, но из этого тоже ничего не вышло. В итоге – две недели назад вывезли оборудование.

photo_2021-03-02_20-21-08.jpg


Все за одного
Подводя итоги трёх прошедших лет, Лилия своим главным бизнес-достижением считает не прибыль и не регистрацию собственной торговой марки, а команду, которую удалось сформировать. Предпринимательница подчёркивает, что легко нанимает на работу человека без нужного опыта, если видит, что у них с кандидатом общие жизненные ценности. Лилия ещё ни разу не ошиблась. Понимать людей её научила бабушка – педагог с пятидесятилетним стажем работы. Выстроенная в кофейнях система взаимодействия и оплаты труда позволяет оставлять у себя лучших бариста. Лилия делает многое, чтобы не подвести своих сотрудников, и они, по её словам, тоже ни разу её не подводили.

photo_2021-03-02_20-16-39.jpg

Открыть кофейни было мечтой Лилии. Но для них с Георгием с первого дня этот бизнес стал семейным. У супругов есть даже своеобразное разделение труда. Лилия в большей степени отвечает за креатив и нововведения. Георгий – за техническую составляющую работы. Первое время после рождения сына все рабочие процессы в кофейнях координировал только Георгий.
– Нам не до ссор, – делится опытом семейной жизни успешная бизнес-леди, – ведь мы на одной волне. Порой мы остаёмся в кофейне до часу ночи и экспериментируем: придумываем новые коктейли на основе кофе, новые начинки для круассанов. Спасибо нашим мамам, которые в это время занимаются нашим сыном. Сейчас он уже посещает детский сад и у меня освободилось больше времени для работы. Всё больше новых идей, которые хочется реализовать. Рассказывая о них мужу, я часто добавляю: «Это легко, и мы сделаем это завтра». Он называет это моей коронной фразой.



Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку