Школа по подготовке диверсантов-разведчиков

10.06.2021

(Продолжение. Начало в «КП» №38 от 1 июня, «КП» №40 от 8 июня)

Часть третья

Рисунок1.jpg

Личный состав школы. 1943 год 


Специальная мастерская (начальник мастерской Валентин Сергеевич Давыдов, 1922 – 1942; затем Иван Кондратьевич Пономаренко, 1911 – ?) начала свою деятельность с изготовления мин, в первую очередь для обеспечения учебного процесса. Изготовлялись электрические мины: нажимного типа ПМС (поездная мина), натяжного действия АС (автодорожная мина) и колёсный замыкатель. Источником тока в этих минах являлась батарейка карманного фонаря. Громоздкие и неудобные в обращении, они требовали существенной реконструкции. Поэтому с самого начала деятельности мастерской проводилась работа по усовершенствованию и конструированию новых мин. Так появились мины ПМ-1 и ПМ-2.
Эти мины с массой заряда 400–600 граммов ВВ предназначались для разрушения железнодорожных путей. Им придавалась форма пенала таким образом, чтобы мину можно было приложить к рельсу (вместо того чтобы закапывать под рельс, как мину ПМС). Последнее обстоятельство имело существенное значение в зимних условиях, когда подкоп под рельс для установки мины был операцией трудной и длительной.
Учитывая, что противник нередко пропускал перед железнодорожным составом дрезину с целью проверить, не заминирован ли железнодорожный путь, была сконструирована мина ПМ-2 с храповым колесом, обеспечивающим действие замыкателя включения после определённого (заранее намеченного) количества нажимов колеса на его головку. Обе эти мины состояли на вооружении партизанских отрядов.
Одновременно с изготовлением поездных мин мастерская работала над минами автодорожными.
Так появилась мина УМЗ (универсальная мина Зуева), предложенная майором госбезопасности П.Н. Зуевым. Эта мина нажимного действия (в отличие от натяжной АС), простой конструкции, с массой заряда 400–600 граммов ВВ. При дальнейшем конструировании эта сравнительно громоздкая мина была упрощена, габариты её уменьшены при сохранении 400-граммового толового заряда. Мина получила название ПМ-З (портативная мина Зуева).
Мастерская также работала над минами механического действия, наиболее простыми, безотказными и безопасными в обращении. В основу конструкции этих мин положен МУВ (модернизированный упрощённый взрыватель) со специальным капсюлем-детонатором. Мина МСС, сконструированная в мастерской (мина Семёнова Александра Ильича, 15.05.1916 – ? и Смирнова Константина Ивановича), являлась основной миной, принятой на вооружение партизанских отрядов. Заряд её состоял из двух 200-граммовых и одной 100-граммовой шашек тола (всего 500 г) и мог быть усилен дополнительным зарядом, подкладываемым под ящик мины или сбоку.
Минами, изготовляемыми в мастерской, снабжались не только отряды, сформированные школой. Часть изготовленных мин направлялась по заявкам в Тульскую и Калининскую области.
При снаряжении партизанских отрядов, направляемых в тыл врага, школа столкнулась со значительными затруднениями в части получения на вооружение отрядов автоматического оружия (ППД и ППШ).
18 декабря 1941 года по инициативе начальника школы П.Н. Зуева коллектив оружейной мастерской (начальник – бывший заместитель начальника цеха Серпуховского напилочного завода, воентехник 2-го ранга Николай Васильевич Савельев, 1910 – ?) начал работать над изготовлением первого образца пистолета-пулемёта типа ППШ. Не имея почти никакого оборудования и инструмента, мастерская выпустила два экземпляра ППШ, внеся в последний некоторые конструктивные изменения и упрощения. Благодаря энергичным действиям руководства школы и ОМТО, мастерская получила минимально необходимое оборудование и в конце января 1942 года начала выпуск пистолетов-пулемётов марки ПДШ (Партизанско-диверсионная школа).
Разгром немцев под Москвой и освобождение от немецко-фашистских оккупантов Московской области, изменив оперативно-боевую обстановку, изменили и направление работы школы.
В связи с прекращением организации и вооружения групп и отрядов непосредственно в школе, миновала необходимость производства оружия в стенах школы. В конце февраля 1942 года производство автоматического оружия в мастерской было прекращено, и мастерская снова переключилась на конструирование и изготовление мин для обеспечения учебного процесса и вооружения партизанских отрядов.
От производства электрических мин, как нерентабельных в зимних условиях и сложных в изготовлении и установке, отказались и перешли полностью на конструирование и изготовление мин механического действия, преимущественно автодорожных, так как в последних ощущалась наибольшая потребность. По инициативе начальника школы батальонного комиссара Я.Н. Никулочкина была сконструирована автодорожная мина МС-2 (мина Смирнова), действующая после определённого (заранее намеченного) количества нажимов на её крышку. Конструкция мины позволяла устанавливать их на шоссейной дороге под транспортную или танковую колонну с расчётом одновременного взрыва в различных частях этой колонны.

В.И. Ивкин, ivkin-v@mail.ru
Военная академия РВСН имени Петра Великого, 

143900, Россия, Московская обл., г. Балашиха, ул. Карбышева, д. 8.

(Продолжение следует)




Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку