Море счастливых улыбок

26.08.2021 Воспоминания Артура Михайловича Термосесова, ветерана РКК «Энергия», о запуске первого искусственного спутника Земли и покорении космоса человеком, свидетелем которых он стал.

2 (2).jpg

В жизни каждого человека обязательно есть моменты, которые навсегда врезаются в память. А по прошествии многих лет они всплывают так, будто это было вчера. Чаще это бывают глубоко личностные воспоминания, и тогда ты наедине с собой либо грустишь, либо радуешься такому воспоминанию. Но если эти личностные эмоции прошлого были радостными и касались одновременно большого числа людей, то невольно хочется ещё раз разделить эту радость с ними. К таким событиям я отношу запуск в Советском Союзе первого искусственного спутника Земли и полёт в космос первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина.
Дата, вошедшая в историю, – 4 октября 1957 года. Искусственный спутник на орбите Земли! Я помню бурную радость по этому поводу, когда мы, студенты, прыгали на кроватях в комнате общежития МАИ, стараясь подпрыгнуть как можно выше, как будто сами хотели взлететь. Перебивая друг друга, мы обсуждали инженерную трудность задачи. Всё-таки в отличие, скажем, от гуманитариев мы в целом имели некоторое представление о важнейшем параметре, который ракете необходимо было при этом достичь, – первой космической скорости 7,9 км/с. В одну секунду! В одну!
Но никто из нас тогда не мог себе даже отдалённо представить действительную сложность работ по созданию ракеты и космического корабля. И уж менее всего я мог себе представить, что через каких-нибудь два года буду работать в том самом коллективе, где создавалось это чудо, – в королёвском ОКБ-1.
Если запуск первого искусственного спутника Земли для меня, как и для всего советского народа, был сенсационной неожиданностью, то подготовка полёта человека в космос уже не была большой тайной. Так получилось, что я не участвовал в работах по подготовке полёта Юрия Гагарина: был слишком молод и попал в лабораторию, где разрабатывались перспективные системы автоматических испытаний космических кораблей.
На одном с нами этаже работали более опытные коллеги, непосредственно занятые по теме пилотируемого «Востока», – кураторы радиосистем и разработчики программно-временного устройства «Гранит». Все они представлялись мне небожителями (казалось, такую сложную технику могут разрабатывать только особо одарённые люди!), но в жизни эти высочайшие профессионалы оказались милыми и простыми людьми.

3.jpg

С частью из них мы уже перешли на ты: Миша, Лена, Володя, Тая, Лёша. Каждый день встречаться на работе, общаться с ребятами в курилке и не знать, что готовится нечто эпохальное?! Конечно знали. Не знали только дату. Но так в жизни бывает: знаешь, ждёшь и всё равно всё воспринимаешь как неожиданность. Так и пуск корабля с Юрием Гагариным для нас, пришедших в этот день на работу, оказался неожиданным и, конечно, воспринимался очень эмоционально. Рядом с абсолютной радостью невольно соседствовали осторожные мысли. Думалось, кто его знает, что может случиться с человеком в чуждом ему космосе?! Может быть, он потеряет сознание, может быть, лишится всякой ориентации, а может быть, ещё хуже – потеряет разум и дееспособность! Никто достоверно этого тогда не знал, даже медицинские работники. Ведь не зря специальным кодом было заблокировано ручное управление, чтобы космонавт не включил его в неположенное время и не нарушил слаженную работу автоматики. Код поместили в конверт в предположении, что, если космонавт вынужден будет перейти на ручное управление спуском и при этом в состоянии вскрыть конверт и понять содержащиеся в нём указания, значит, он вполне адекватен и может проделать все необходимые последующие действия.
Собственно, в этом и в десятке других незнакомых и опасных явлений, с которыми реально встретился Юрий Гагарин всего лишь в одновитковом полёте, заключается его подвиг, это делает его Героем не только по званию, но и по глубокому существу. Он – первый! Летевшие за ним космонавты уже твёрдо знали, что ничего запредельного и тем более мистического их, лётчиков-истребителей, в космосе не ожидает. Как известно, знание – сила.
Мы, как и весь советский народ, узнали, что всё в порядке, что Юрий Гагарин успешно возвратился из космоса. Ура! Далее, как известно, 14 апреля 1961 года была встреча на аэродроме, чёткие шаги Юрия Гагарина по дорожке, доклад Никите Сергеевичу Хрущёву. Москва давно так не ликовала! Это воспринималось не только как победа учёных страны, но и как победа каждого её жителя: мы это сделали!
На следующий день, 15 апреля, Юрий Алексеевич приехал в ОКБ-1. Как на заказ, это был необыкновенно солнечный и тёплый день. Наше предприятие размещалось на двух производственных площадках, разделённых железной дорогой. Мост, соединяющий территории, был построен значительно позже, так что мы имели два пропуска для посещения разных территорий. Гагарин должен быть приехать на первую, основную территорию. Значит, нам по городу нужно было добираться до проходной первой территории, пройти через пропускные кабины, предъявив пропуска. Так как все хотели видеть Юрия Гагарина, то мы боялись, что проходные не справятся с таким людским потоком. Разумеется, мы вышли с запасом относительно объявленного времени, 11 часов.
Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что ворота на первой территории открыты, что не нужны никакие пропуска, что в эти открытые ворота совершенно спокойно вместе с нами проходят просто жители города, узнавшие о приезде Гагарина. Не знаю, чья умная голова догадалась принять такое простое и мудрое решение, но, думается, всё-таки согласовано оно было с кем надо!

1 (2).jpg

Митинг организовали на площади перед зданием цеха, сразу, как только войдёшь через правые ворота. Там сейчас высится настоящая ракета. Заблаговременно установили импровизированную трибуну из нескольких грузовиков с открытыми бортами. Площадь была заполнена, как говорится, под завязку, кто-то даже залез на крышу здания. Все радовались в ожидании первого космонавта. Вот появился улыбающийся Гагарин (сами знаете, какая у него завораживающая улыбка) в сопровождении также широко улыбающихся Сергея Павловича Королёва и президента Академии наук СССР Мстислава Всеволодовича Келдыша. Вместе с ними на трибуне мы впервые увидели первую группу ещё не летавших космонавтов. Тогда мы не знали их в лицо, но все они были молоды и красивы. Они тоже улыбались. Вообще, я бы сказал, что здесь было не море людей, а море счастливых улыбок, так хорошо передающих радостное состояние людей.
Сергей Павлович по-отечески поздравил Юрия Алексеевича с успешным полётом, сказал о космонавте много хороших слов, а также поздравил и поблагодарил коллектив предприятия за самоотверженную работу и блестящий успех.
Выступивший следом Юрий Гагарин поблагодарил создателей замечательного корабля «Восток», сказал (я постараюсь передать главный и красивый смысл его слов), что ему удалось совершить этот полёт благодаря труду инженеров и рабочих, находящихся перед ним, что на самом деле это их труд привёл к успеху, на вершине которого ему посчастливилось оказаться. Сказал хорошо, очень искренне, даже как бы слегка извиняясь перед присутствующими. Он также рассказал о некоторых деталях полёта и о глубоком впечатлении при виде красоты нашей Земли из космоса. Были и другие выступления, все взволнованные и добрые.
«Отныне дорога в космос открыта!» – так образно и пророчески сказал на этом же митинге Сергей Павлович Королёв.
Прошло шестьдесят лет. Человечество не только успешно освоило околоземное пространство, но и сумело даже оком автоматов заглянуть на другие планеты. Однако за столько прошедших лет нисколько не меркнет подвиг Юрия Гагарина, который первым вступил в единоборство с Неизвестностью.



Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку