Савва Мамонтов и наш край
Памятник Мамонтову
на привокзальной площади в Сергиевом Посаде
Это выдающееся культурное явление закрепилось в истории живописи как Мамонтовский (Абрамцевский) художественный кружок. Мамонтов умел дружить, умел поддержать начинающих живописцев, привлекая их к оформлению спектаклей, чтобы дать им возможность развить свой талант и получить хороший заказ. В его частной опере пел и начинающий Фёдор Шаляпин. Дружественная атмосфера дома и абрамцевские пейзажи вдохновляли на создание живописных полотен Василия Поленова, Валентина Серова, Михаила Нестерова, многих других художников, творческое наследие которых экспонируется в Третьяковской галерее, в крупнейших музеях страны. В Абрамцевской усадьбе был создан шедевр портретной живописи «Девочка с персиками», на котором Серов изобразил дочь её хозяев Веру Мамонтову. Ныне там работает историко-художественный и литературный музей-заповедник. Неподалёку, в Сергиевом Посаде, на площади у железнодорожной станции Савве Мамонтову установлен памятник.
Савва Иванович продолжил начатое отцом железнодорожное дело. Иван Фёдорович Мамонтов (1802 – 1869), наживший капитал на винных откупах, строил железнодорожную ветку от Москвы через Мытищи до Сергиево (ныне это город Сергиев Посад). 18 августа 1862 года вместе с членами правления акционерного общества и вкладчиками он доехал туда от первопрестольной с Троицкого вокзала (современный Ярославский) на специальном поезде, открывшем пассажирское движение. Мамонтов-младший продлил железную дорогу до Ярославля и далее на север. Возглавляемое им акционерное общество развивало сеть железных дорог страны, давая толчок развитию экономики империи в первые десятилетия после отмены крепостного права.
В юности он начинал осваивать коммерцию под руководством отца, который дал сыну небольшой первоначальный капитал и отправил его сначала в Персию, а потом в Италию, торговать шёлком. У Саввы был хороший голос, который ему хотелось развить, он брал уроки пения, чем вызвал неудовольствие отца. Тогда же в Италии он встретил и свою будущую жену– Лизу Сапожникову, которая приехала туда из Москвы вместе с матерью, Верой Владимировной, к тому времени вдовой. Её безвременно ушедший из жизни супруг, Григорий Сапожников, оставил после себя торговое дело и шелкоткацкую фабрику у Красных ворот. Семейство принадлежало к просвещённой части купеческого сословия. Производство было основано на передовых технологиях, быстро внедрялись технические новшества, что позволяло выпускать шелка и парчу высокого качества, выполнять заказы императорского двора, экспонировать ткани на международных мануфактурных и всемирных выставках. За границей хозяйка фабрики интересовалась передовыми достижениями в области шелкоткачества, европейской культурой.
Обвенчались молодые в 1865 году в Кирееве близ Химок, в Сергиевском храме в усадьбе отца, где после его смерти хозяином стал старший сын Фёдор. В 1870 году Савва Иванович и Елизавета Григорьевна, уже растившие детей, решили приобрести свою усадьбу. Их выбор пал на Абрамцево, покупателя на которую искала дочь писателя Аксакова. Вместе с супругами осматривал не новый уже усадебный дом и постройки Николай Семёнович Кукин, опытный сотрудник фабрики Сапожниковых. Выбор Мамонтовых был сделан, вероятно, и потому, что в этих местах селились их родственники. Годом ранее мать Елизаветы Григорьевны купила вместе с родным братом, Сергеем Владимировичем Алексеевым, небольшую усадьбу Любимовка на реке Клязьме, недалеко от деревни Тарасовка, рядом с Троицкой дорогой. Близ села Пушкино, в Листвянах, жили родственники Саввы Ивановича, позже там построил себе дачу и его старший брат Анатолий, владелец одной из лучших в Москве типографий. В наши дни старые топонимы уходят, но это место известно по названию железнодорожной станции Мамонтовская. С 1880 года снимать на лето дачу в сельце Куракино (микрорайон Текстильщик) стала и семья Павла Михайловича Третьякова, женатого на двоюродной сестре Саввы Ивановича Вере Николаевне. Супруги Мамонтовы стали частыми гостями Любимовки, и не только потому, что оставляли на попечение Веры Владимировны своих детей на время заграничных путешествий. Эта усадьба, наряду с Абрамцево, стала местом интересного общения.
В родительском доме увлечение Саввы Ивановича искусством не поощрялось. Отец считал, что сосредоточиться ему нужно на главном – на своём деле, дающем доход. Полное понимание он нашёл в семье супруги. Там любили театр, сами ставили иногда домашние спектакли.
Абрамцево
Журнал «Мир искусства» издавался на средства Саввы Ивановича. Печаталось издание в типографии Анатолия Ивановича Мамонтова.
Сапожниковы в Болшевской округе сумели сделать многое. Стали хозяевами небольшой фабрики на Клязьме неподалёку от Любимовки, где наладили производство высококачественных шелков (ныне «Передовая текстильщица»). На земле, купленной вместе с фабрикой, стоял усадебный дом, в котором проводили лето Третьяковы. Известно, что глава этого семейства сам не любил шумного общения, да и дочерей старался не отпускать за Клязьму в Любимовку, а вот в Абрамцево он наезжал не раз – и навестить родных, и пообщаться с художниками. Владимир Григорьевич стал хозяином ещё одной усадьбы – Жуковки, близ Болшево, где у него в 1887 – 1889 годах снимали дачу родственники – супруги Поленовы. Поленов и Сапожников были женаты на родных сёстрах. Известно о пребывании в Жуковке и Саввы Ивановича Мамонтова. Елизавета Григорьевна крестила в храме Косьмы и Дамиана в Болшеве племянницу Наталью – дочку брата.
Значительным событием, прямое отношение к которому имел Савва Иванович Мамонтов, был отмечен 1896 год – в Болшеве открылась железнодорожная станция, и в селе заметно оживилась жизнь, увеличились торговые обороты, появились новые люди, строились дачи. А в XX веке вдоль железнодорожного полотна стал развиваться наш город. Ещё в начале 1890-х гг. болшевские и щёлковские фабриканты заговорили о строительстве железнодорожной ветки от Мытищ до Щёлкова: ведь по рельсам гораздо дешевле доставлять сырьё, топливо для фабрик и вывозить товар. Дельцы обратились в правление Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, и в 1894 году по новой ветке пошли товарные поезда. Через два года начались пассажирские перевозки. Кстати, от Жуковки до станции – рукой подать.
Комментарии для сайта Cackle