ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

18.08.2022

ikona.jpg

О духовном смысле праздника Преображения Господня, о человеческом восхождении вслед за Христом, о событии праздника и о том, как подготовиться к этому дню и провести его, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
«Преобразился еси на горе, Христе Боже…» – начальные слова тропаря двунадесятого празднества Преображения Господня! Спаситель, ещё в глубокой ночи, совершил восхождение с тремя преданнейшими и усерднейшими своими учениками: Иоанном – апостолом любви, братом его Иаковом и пылким Петром на гору Фавор. Там он беседовал с Отцом Небесным, и ученики, задремавшие, вдруг увидели непостижимое: как лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его ризы стали белоснежными, так что превосходили своей чистотой снег, лежащий на горе Кармил. И белильщик на земле, замечает евангелист, не может так выбелить ткань, как были чисты ризы Христа (ср.: Мк. 9: 3). Ученики, при раскрывшемся у них по воле Божией духовном зрении, увидели славу Господню, которую Сын всегда имел, как и Отец, будучи с Ним единосущным по воплощении. Но здесь человеческая природа, неразлучно соединённая с Божеством, засияла – так кусок металла, помещённый в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнём, – но вместе с тем и не изменив своего земного естества.
Праздник Преображения. Он и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века воспет, потому что знаменует собою начало русской осени, ведь не случайно, ещё по греческой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор. О празднике Преображения говорит всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета, говорит применительно к нам, чадам Церкви, которых святые апостолы называют чадами света, сынами Царствия. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (Пс. 33: 5). Вкусите, братия и сестры, в день Преображения от святой евхаристической Чаши Пречистого Тела и Крови нашего Спасителя, вкусите и видите, яко благ Господь. А что мы увидим? Увидят окружающие нас люди свет Небесного Отца, о котором Спаситель говорит так ясно и доходчиво: «Да просветится свет ваш (Фаворский свет. – прот. А.В.) пред людьми, да видят благие дела ваши, красоту души и тела, осиянную Духом Святым, и прославят они Отца вашего, Который на небесах» (ср.: Мф. 5: 16).

2019_08_19_029.jpg

В день Преображения, принимая, как и апостолы, незлобивым, кротким и чистым сердцем Божественную благодать, льющуюся с вершины горы Фавор, мы начинаем понимать, почему апостол Павел называл христиан светилами, сияющими в этом развращённом мире. Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига.
Вспомним обстоятельства этого удивительного и таинственного праздника. Трое из учеников следовали неотступно за Господом, покуда Он восходил на эту гору. А почему не взяли Иуду? А потому, – отвечают толкователи Священного Писания, – что предатель был ленив. Он мечтал сесть рядом с Мессией в Его Царствии, которое, впрочем, представлял себе чисто земным, но не удосужился проснуться, когда Господь, постучав в горницу, где почивали апостолы, призвал усерднейших следовать за Ним. Так и нам нужно немножко поднапрячься, немножко потрудиться, чтобы 6/19 августа не оказаться не у дел, не оказаться разочарованными и неудовлетворёнными, потому что без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Подумаем, как нелегко было апостолам следовать за Христом. Подниматься нужно было пешком, а значит – через колючки и заросли кустов. Может быть, и были какие-то тропинки, по которым пас- тухи водили своих овец, но, очевидно, подъём этот был малый подвиг, который безропотно несли апостолы, не желая отставать от своего Учителя. Так вот и нам, дорогие друзья, необходимо было уже за несколько дней до Преображения чуть-чуть поднапрячься, вступить в борьбу с суетными, тщеславными помыслами, усерднее заняться чтением Священного Писания, которое просвещает не столько мозг, сколько душу, окрыляет, делает способным думать о Боге, тянуться к Нему, размышлять о Нём, молиться Ему.
Велико внутреннее значение и величие этого дивного и прекрасного праздника. Не лишайте себя по глупости или по суетности этой ни с чем не сравнимой радости богообщения. Пусть каждый, по мере своих сил, поднимется на гору Фавор – поднимется не телесными ногами, но помыслом, чувством, чтобы предстоять в этот дивный праздник Христу.

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС: ОТКУДА НАЗВАНИЕ?
Яблочный Спас — народное название праздника Преображения. Связано оно с ветхозаветным обычаем. Иудеи приносили в храм всё, что появилось первым на поле или в хлеву: пшеницу, плоды, ягнёнка. Эту традицию переняли и христиане, так что когда в августе поспевал первый урожай винограда, то его приносили в церкви как раз на праздник Преображения. В России же по понятным климатическим причинам вместо винограда приносили яблоки.

По материалам сайта
www.pravoslavie.ru




Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку