Учитель — три слога. Но как это много!

02.02.2023

Эмблема года педагога и наставника.jpg

2023 год объявлен Президентом РФ Годом педагога и наставника. В декабре 2022 года прошёл муниципальный этап межрегионального конкурса эссе для молодых педагогов и их наставников «Моя профессия – 2023». В нём приняли участие 25 королёвских педагогов, из них 22 – молодые специалисты. 17 лучших работ отправлены на межрегиональный этап конкурса. Сегодня мы предлагаем вам отрывки из некоторых эссе педагогов – участников конкурса. Номинации: «Моя профессия – мой выбор!», «Мой наставник», «Учитель и ученик», «Я – наставник», «Выгорать нельзя любить».

Если рядом опытный наставник

Абрамова Н.А..JPG


Надежда Абрамова,
учитель начальных классов, гимназия №17

Впервые выходя на работу в школу, молодой педагог сталкивается с большим количеством трудностей. Ещё не так давно он ощущал себя в роли обучающегося, теперь – он учитель, опора и путеводитель для своих будущих учеников. Легко ли перестроиться с одного образа на другой? Начинающий педагог, как и ребёнок, сможет раскрыть свой потенциал гораздо успешнее и стремительней, если рядом с ним будет опытный наставник.
Когда я начала свою педагогическую деятельность, мне представили учителя-наставника, к которому я могла обратиться за помощью – Галину Вячеславовну Еркову. В её классе я проходила преддипломную практику. И уже тогда она смогла поделиться со мной некоторым опытом в организации классного коллектива и проведении уроков. Когда я стала классным руководителем, Галина Вячеславовна посещала мои уроки и давала рекомендации, интересовалась моими успехами. Это помогало мне стремиться к лучшему и не опускать руки при столкновении с трудностями.
Шло время, я набиралась опыта не только во взаимодействии с детьми, но и с коллегами. Педагоги из моей параллели всегда были готовы прийти на помощь.
Но что делать, когда молодому педагогу не удаётся найти поддержку среди коллег или ему не назначили наставника? На помощь приходят социальные сети, например: «ВКонтакте», Telegram. В них активные, успешные и опытные педагоги создают блоги и группы, где делятся своими советами и разработками. Среди них: Екатерина Тихонова – член совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения РФ, Ирина Амосова – победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНПО-2015, финалистка конкурса «ТопБЛОГ»; Ирина Агибалова – лучший педагог г. Химки в 2022 году, обладатель президентского гранта; Светлана Лазовская, Юлия Захаркина, Кирилл Арефьев и многие другие. В блогах этих специалистов каждый педагог (не только начинающий) сможет найти полезные материалы для проведения уроков и школьных мероприятий, получить огромную поддержку и вдохновение для дальнейшей деятельности. Это необходимо каждому учителю.

Я перестала бояться трудностей

Омельченко Э.С..jpg


Эльвира Омельченко,
учитель иностранных языков, школа №20

Моя мама и крёстная работают в школе много лет. Я с самого детства была погружена в эту атмосферу. Много раз была на её занятиях. Во втором классе в сочинении «Моя будущая профессия» я, не сомневаясь, написала о том, что хочу быть учителем.
Несколько лет моё решение оставалось неизменным. Но в подростковом возрасте появились противоречия в выборе профессии. В старших классах – интерес к иностранным языкам.
Я сдала ЕГЭ по английскому языку довольно успешно и поступила на бюджет в педагогический университет. Но я умышленно выбрала специальность, не связанную с педагогикой, поступив на лингвистику.
Затем продолжила учиться в магистратуре, не зная толком, как отвечать всем на вопрос: «А кем ты будешь работать?». Но мои мысли и убеждения начали меняться, когда я попала на праздник последнего звонка к своей младшей сестре. Я наблюдала за трогательными старшеклассниками, которые последний раз в жизни слышали школьный звонок, за учителями, которые украдкой смахивали слёзы, за всей школьной суетой вокруг и думала: «Неужели больше никогда в жизни я этого не испытаю?». Мне почему-то стало немного грустно…
На данный момент я работаю в школе учителем английского языка всего три месяца, но мне очень нравится давать уроки, общаться с разными детьми и подростками, даже со сложными. Я поняла – это то, что я хотела. Люблю с вдохновением объяснять ребятам новые темы, отвечать на вопросы, видеть их заинтересованные глаза. Мне хочется, чтобы на моих уроках дети чувствовали себя спокойно и уютно, чтобы им нравилось учиться. С удовольствием узнаю характер каждого ученика и стараюсь к каждому найти отдельный подход. Для меня очень ценно, когда ученики делятся со мной своими мыслями, идеями, чувствами, рассказывают о своих увлечениях и спрашивают совета. В такие моменты я чувствую себя нужной и понимаю, что выбрала ту самую профессию. Я не знаю, какие трудности ждут меня впереди, они, безусловно, будут, но я почему-то перестала их бояться…

Маленький шаг – это уже победа

Ефимова К.А..jpg


Ксения Ефимова,
учитель, МКОУ «Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»

Моя профессия – не совсем учитель, а учитель-дефектолог (олигофренопедагог). В университете я всё ещё не была уверена, что она мне подходит, так как практики было немного. Но я решила: не попробуешь – не узнаешь.
Сейчас я работаю классным руководителем в МКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Мои дети совсем другие. И я начала познавать их мир шаг за шагом. Путь оказался не самым простым, но именно это помогло мне осознать, что я нахожусь на нужном месте и выбрала правильную профессию.
В моём классе обучаются дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР), сочетающие в себе расстройства аутистического спектра и интеллектуальные нарушения по специальной индивидуальной программе развития.
Очень часто мои уроки похожи на монолог, а не диалог учитель – ученик. Всё дело в том, что в классе много неречевых детей, и мне приходится подбирать такие методы и выстраивать уроки так, чтобы каждый ученик мог проявить себя и без речевого сопровождения. Радуюсь самым мельчайшим их действиям: взял ручку, провёл линию, раскрасил. Маленький шаг – это уже победа. Ещё большим достижением я считаю, когда дети сами могут помыть руки, вытереть рот после еды, убрать за собой посуду. Жизненные навыки, вот что самое важное и необходимое для каждого ребёнка.
Иногда я сталкиваюсь с агрессией и самоагрессией детей, пугает ли это? Конечно. Отталкивает? Нет, наоборот, в такие моменты я обнимаю ребёнка, даю время ему успокоиться и прийти в нормальное состояние.
Сейчас я могу с уверенностью сказать, что моя профессия – это мой выбор, осознанный и осмысленный.

Взаимная любовь

Крылова А.Д..jpg


Анастасия Крылова,
учитель английского языка, лицей №5

Мой путь в мир педагогики начался с большой любви к школе и учению. Я была круглой отличницей, прекрасно ладила с одноклассниками и участвовала во всех возможных внеурочных активностях. И это, несомненно, заслуга тех чудесных педагогов, которые смогли создать такую тёплую атмосферу и вселить в меня эту любовь.
Поэтому по окончании 11 классов я без каких-либо раздумий и сомнений поступила в один из лучших вузов страны – НИУ ВШЭ, где успешно освоила программу «Теория и методика преподавания иностранных языков». Два иностранных языка, методика преподавания, педагогическая психология – эти и другие дисциплины стали для меня ценной базой новых знаний и навыков для моего профессионального будущего.
Окончив университет с отличием, я вернулась в родной город Королёв и стала преподавать английский язык в лицее №5. Для меня сложилось всё – чуткое руководство, отзывчивые коллеги и, конечно же, любознательные ученики.
Первые годы в работе – это первые ступеньки, которые необходимо преодолеть. Всё только начинается, и впереди меня ждёт большой профессиональный путь, на протяжении которого я каждый день буду учиться новому и открывать для себя тонкости мастерства преподавания.
Однако кое-что я делаю правильно уже сейчас. Увидев меня, в коридорах школы, ребята бегут ко мне обниматься, задают вопросы на английском языке. Если заболею, пишут сообщения о том, как скучают по нашим урокам и ждут моего возвращения. В такие моменты я понимаю, что мне получилось зажечь в их сердцах ту самую любовь, которую когда-то зажгли в моём.

Выгорать нельзя, любить!

Живогин И.Е..JPG


Илья Живогин,
учитель русского языка и литературы, СОШ №13 (COШ №7)

«Я не хочу идти на работу… И снова понедельник… Сколько сегодня уроков? Опять 7… Какой ужас! Когда этот день закончится?!» Эти мысли не давали мне покоя уже после месяца работы в школе. Мне казалось, что я неверно выбрал профессию, место работы, вуз, в котором учился.
Вспоминаю, как я, совершенно опустошённый, приходил в учительскую и говорил с коллегами очень односложно. И вот учителя посмотрели на меня и сказали: «Тебе нужно срочно выходить из этого состояния! Чем мы можем помочь?» В тот момент я отмахнулся от предложения, но коллеги были настойчивы, и я согласился, хотя не понимал, как они мне могут облегчить работу. А смогли. Я переделал воспитательную программу класса; директор и завучи организовали посещение мною уроков коллег.
И сразу у меня появилось время и желание готовиться к урокам тщательнее, сделать их интереснее.
На одном из обобщающих уроков литературы по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» я поставил задачу восьмиклассникам рассмотреть структуру романа, образ рассказчика. И во время беседы я предложил ученикам взглянуть на произведение как на сказку, которую пишет уже взрослый Гринёв в наставление своим внукам. Все: гуманитарии и технари, отличники, хорошисты и троечники, девушки и юноши – замолчали и удивлённо посмотрели на меня. И когда мы начали искать традиционные элементы сказочного сюжета в историческом романе А.С. Пушкина, сопоставляя с другими произведениями, совершенно неподдельный интерес был у каждого. И на меня это подействовало воодушевляюще – значит, я могу заинтересовать ребят, сделать урок продуктивным, и более того – я ХОЧУ это делать!
С появлением желания качественно готовиться к уроку пришла и внутренняя потребность узнать моих учеников получше. В этом опять же помогли коллеги – учителя начальной школы.
И я по-новому взглянул на ребят. Увидел в каждом из них не просто фамилию в списке класса. А человека. Личность.
Я начал заново любить свою работу, свою профессию. Вернулся к чтению литературы вне школьной программы, к просмотру спектаклей, к прогулкам по вечерней Москве, снова стал играть на фортепиано, за которое не садился долгое время.
Сейчас понимаю, что выгорел бы и, вероятно, уволился, не проработав и года. Но помощь коллег, стремление к саморазвитию и узнаванию тех, кого я обучаю, вывели меня из этого состояния. Теперь не сомневаюсь, где поставить запятую, ведь: «Выгорать нельзя, любить!»

Не позволю себе равнодушия

Груздев М.А..jpg


Михаил Груздев,
учитель истории, школа №13

В моей семье никто не выбирал профессию учителя, тем почётнее было открывать новые горизонты. Некое путешествие, что звучит довольно наивно и по-детски, но ведь всё идёт как раз из нашего детства.
Со временем я стал понимать, что мне ближе из всех наук – история. Великий наш соотечественник Михаил Ломоносов писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» – с этим утверждением нельзя не согласиться.
Окончив Московский государственный областной университет, пошёл работать по специальности. Начался трудный и кропотливый труд, прежде всего над собой! Процесс саморазвития и самообразования не закончится и в дальнейшем! Учитель – это профессия на века! Учитель – это пример. Моя профессия обязывает быть всегда на уровне, способствует преодолению личных (порой вовсе ненужных) принципов, а также развивает способность умения себя правильно преподнести. Учитель – звучит гордо, а если это учитель истории и обществознания – это двойная гордость (тем более для мужчины)! Высокая должность порождает высокую степень ответственности.
Советский педагог-новатор, детский писатель Василий Сухомлинский писал: «Учитель – человек особый, ему ничего не прощают, за ним следят строго, судят беспощадно, оправдания не принимают во внимание. Дети могут простить всё, кроме равнодушия и незнания» – полностью согласен с этим высказыванием, а значит, я не позволю себе равнодушия и незнания своего материала. Где бы я ни был, что бы я ни делал, я знаю точно, что полученными навыками, умениями я могу обязательно поделиться со своими учениками. Учитель не только должен учить, но и должен учиться у ученика – вот что главное для меня сейчас.
Ученик – тонкое понятие, в котором содержится не только его, но и моё будущее, а также будущее нашей страны! Я верен своей профессии, и она платит мне той же монетой! Я вижу радостные лица учеников от достигнутого успеха, я вижу свои победы.


Где найти золотую середину

Еркова Г.В..jpg


Галина Еркова,
учитель начальных классов, гимназия №17

Вот уже 20 лет я работаю в школе. Это годы поисков и открытий, радостей и побед. Но были и огорчения, и поражения. Когда ты молод, ты полон идей и желаний их воплотить. Но вместе с тем тебя одолевает большое количество вопросов: «Что важнее: научить учиться, воспитать порядочного человека или же дать прочные фундаментальные знания?», «Где найти золотую середину между обучением и воспитанием?».
Бытует мнение: чем больше в школе опытных взрослых педагогов, тем выше успеваемость учеников. Но без энергии молодых – школа обречена на консервацию. В свою очередь если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится настоящий специалист.
Четыре года назад я стала наставником для молодого специалиста нашей школы. Сначала она пришла ко мне на преддипломную практику. Надежда Алексеевна очень боялась проводить уроки самостоятельно. Мы нашли компромисс: первую неделю она смотрела, как уроки провожу я. Затем на следующей неделе сама провела урок на закрепление материала по окружающему миру и литературе. Так постепенно страх прошёл.
Через три летних месяца Надежда Алексеевна пришла работать в нашу школу. Как педагог-наставник, я постаралась создать условия для добрых, доверительных отношений. Назидательный тон в общении недопустим. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Нужно понимать, что у молодого специалиста достаточно высокий уровень теоретических знаний, не хватает лишь опыта. Первый год я посещала раз в месяц уроки Надежды Алексеевны. Мы часто встречались, обсуждали: что получилось, что нет, что можно ещё сделать. Какого плана помощь нужна. Когда Надежда Алексеевна уезжала на семинары, я заменяла уроки в её классе. Она, в свою очередь, в моём. Ей было интересно провести урок с детьми более старшего возраста, работая на перспективу.
Мне приятно, что Надежда Алексеевна уже успела добиться хороших результатов. Она стала лауреатом и победителем нескольких профессиональных конкурсов. Верю, что педагогический путь Надежды Алексеевны будет интересным и плодотворным.



Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку