«Кузница» ценных кадров для страны

19.10.2023

DSC_3954.jpg



Тамара Борчик, фото Дарьи Крючковой



Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта А.А. Леонова — гордость не только нашего наукограда, но и всей страны. Его важность для России стала особенно видна с началом СВО. И неспроста. Именно этот вуз обеспечивает ценнейшими кадрами российские предприятия ракетно-космической отрасли и оборонно-промышленного комплекса.

DSC_3921111.jpgО прошедшей приёмной кампании, перспективных направлениях научно-исследовательских работ, планах и дальнейшем развитии университета рассказал и.о. проректора, кандидат технических наук Александр Витальевич Троицкий.
– Недавно у нас завершилась приёмная кампания, итоги очень хорошие. Что я бы хотел отметить — университет полностью закрыл все цифры приёма, более того, мы набрали часть ребят на коммерческую основу. Все задачи, которые были поставлены по набору студентов, полностью выполнены. Хотелось бы отметить интерес ребят к информационным направлениям и к программам чисто технического направления.
Отметился ещё больший рост, и это в целом тенденция по стране, в направлении подготовки по среднему профессиональному образованию. Здесь я могу отметить такой момент, что, фактически, мы имеем такое соотношение – на каждого бюджетного студента набран один внебюджетный. Интерес к среднему профобразованию у нас объясним тем, что эти дети потом могут продолжить обучение у нас на высшее профобразование. Я считаю, что приёмная кампания завершилась очень хорошо. Набрали ребят больше, чем выпустили – это достойные показатели. Поэтому университет движется вперёд, набирает темпы!

– Есть ли изменения преподавательского состава?
– Так как у нас направленность на промышленность города, мы укрепили вуз с точки зрения практики – в нашем учебном заведении по совместительству работают сотрудники с градообразующих предприятий. То есть преподавательский состав немного увеличился. На данный момент у нас сложился коллектив, который способен решать те задачи, которые стоят перед институтом по подготовке кадров. Преподавательский состав стабильный, крепкий, высококвалифицированный.
Система организации обучения в нашем учебном заведении устроена таким образом, чтобы у студентов было больше практики. И эту практическую составляющую лучше дать на современном оборудовании, которое есть на предприятиях в Королёве. И преподаватели проводят практические занятия со студентами непосредственно там, где работают. Например,
в АО «Композит» есть так называемый инжиниринговый центр, где расположено самое передовое оборудование. Оно и создано нашими преподавателями, и аспирантами, магистрами.

DSC_396011111.jpg


– В вузе ведётся совместная научная деятельность между преподавателями и студентами?
– Да, конечно, такая совместная научная работа организована на всех кафедрах. Преподаватели и студенты участвуют в грантах. Например, в мае мы выиграли грант Фонда содействия инновациям по разработке и запуску малого космического аппарата на орбиту Земли. Технологический университет не случайно имеет стипендиатов правительства России. В вузе сохранилась достаточно хорошая школа подготовки аспирантов. Они потом защищаются, надеемся, многие вернутся к нам. Сейчас мы хотим ввести больше практики и в аспирантуре. Направлений много, подготовка на предприятиях у нас серьёзная. В вузе есть три очень серьёзно развитых направления – управленческо-экономическая школа, отличный задел есть в области композитных материалов и по научно-исследовательской тематике. Ежегодно порядка 50—60 миллионов рублей вуз зарабатывает только на том, что эти работы реализуются. Ещё одно перспективное направление – это ракетная техника. Здесь наши ребята тоже активно участвуют, серьёзная практическая подготовка ведётся на предприятиях. Сейчас мы рассматриваем новые направления, которые обязательно заинтересуют молодёжь.
У нас высокий уровень подготовки специалистов. Студенты проводят эксперименты в лабораториях вуза – они у нас прекрасно оборудованы, и, как я уже сказал, в лабораториях на предприятиях.

DSC_4080_111.jpg


– Расскажите ещё про интеграцию среднего и высшего профессионального образования.
– С 1 сентября 2025 года у нас вводится новая система подготовки, вводятся другие стандарты. Сейчас мы хотим сделать совмещённые планы, которые позволят получить высшее профессиональное образование (ВПО) за более короткий срок. Мы, кроме того, постараемся, чтобы на выпуске студент имел не одну квалификацию, а две. То есть за 4 года он осваивает 2 квалификации. Например, технолог, который имеет подготовку по информационным системам. Получается, за счёт того, что студент освоил какие-то компетенции в среднем профессиональном образовании (СПО), и которые можно перезачесть в ВПО, у нас сокращается на 1–1,5 года срок обучения. Вот эту систему мы будем делать.
Так же мы хотим перейти на практическую подготовку – а именно создание практических команд под конкретные проекты. Ряд вузов уже перешли на такую систему, когда курсовые работы заменяются на 1–2 проектные работы, в зависимости от их продолжительности. То есть среди студентов создаются команды, которые решают конкретные практические задачи. Нашему университету это удобно реализовать, так как у нас, что называется, все предприятия под боком.
Ещё есть идеи – когда посредине недели у студентов выделяется день под практические работы, под проект. В этот день команды могут ходить на предприятия. Конечно, все их задачи будут связаны с образовательной программой, но иметь практический эффект.
Более того, студент сможет определиться, кто он в этой команде, что ему интересно, плюс это повышает заинтересованность учащегося в обучении. Одновременно этот проект будет той выпускной работой, которую он в итоге будет защищать. Причём он защищает не всю работу, а только ту часть, которая ему отведена в команде. Этот подход позволяет решить также задачи коммуникации. То есть мы настраиваем университет на выпуск команд, которые сразу можно поставить на предприятие, на выполнение конкретных проектов. Эта система позволяет найти применение каждому человеку, раскрыв его способности, умения, навыки. Также она ещё больше сблизит университет с предприятиями, сделает практику ещё более ориентированной, и в итоге мы сможем на выходе уже получить специалистов, которые обладают практическими компетенциями.
В направлениях подготовки, которые не совсем связаны, мы будем рассматривать вопрос об акселерации этих проектов, то есть будут привлекаться инвесторы, которые поддержат их. Проекты у нас самые разные, не только технологические, но и социальные, экономические. Вуз сможет предложить свежие идеи для города. На это мы попытаемся в этом году нацелиться, чтобы, когда в образовании будут утверждены стандарты нового поколения, мы уже конкретно вышли на такую систему.

DSC_3968_1111.jpg


– Изменилась ли работа университета после присвоения ему федерального статуса?

– В целом, если говорить об образовательном процессе, то, конечно, нет. А если мы говорим о технических изменениях, то, конечно, они происходят. Но здесь больше плюсов. Потому что, условно говоря, получив федеральный статус, мы можем участвовать в различных федеральных проектах.
Например, сейчас Технологический университет даёт две квалификации студенту, совмещает среднее и высшее профессиональное образование, но с федеральным статусом он сможет также налаживать контакты с другими российскими учебными заведениями, которые находятся на федеральном уровне. Например, студенты могут приезжать в другой вуз, где могут получить новые компетенции. Кроме того, это и иное решение финансовых вопросов. Например, получение научных грантов – федеральным вузам это сделать проще.
Также для университета «открываются» и мощные федеральные возможности – программа «Приоритет-2020» или проект «Передовая инженерная школа», в который мы очень стремимся попасть и имеем на это неплохие шансы. Для этого у нас есть слаженный, профессиональный коллектив, есть крепкое взаимодействие между нашими университетом и нашими индустриальными партнёрами, которые берут наших студентов непосредственно на работу. Выпускники, обладающие практической подготовкой, – это самые ценные выпускники.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о программе «Передовые инженерные школы».
– Это проект Министерства науки и высшего образования России, который предполагает развитие именно инженерного образования. Здесь министерство старается определить те основы, на которых оно должно строиться. Один из этих проектов – передовая инженерная школа. Он предполагает серьёзное взаимодействие, прежде всего, с предприятиями-партнёрами. Вся система образования и подготовки кадров строится на тесном взаимодействии на всех этапах, начиная с разработки образовательных программ. То есть мы не просто готовим инженера куда-то, а готовим инженера под определённые задачи наших с вами предприятий. Таким образом, конкретный выпускник занимается конкретной задачей конкретного предприятия. Он её реализовал, значит, он реализовался.
Чтобы наш студент это сделал, надо менять систему образования, то есть использовать возможности университета, предприятия и возможности получения дополнительных компетенций в других вузах страны. Это всё можно реализовать в рамках передовой инженерной школы. Здесь выделяется конкретный грант, за счёт которого можно пригласить конкретных специалистов, подготовить своих, плюс проект даёт возможность создания совместных научных пространств – это хорошо для вуза и для предприятия, с которым оно сотрудничает – ведь за повседневной работой научная деятельность немного находится за бортом.
Проект «Передовые инженерные школы» также позволяет создать лаборатории, центры инжиниринговые, куда можно приобрести оборудование, которое нужно самим предприятиям, но которое они не могут купить в силу разных причин. Это контрольно-измерительное оборудование, современные станки, на которых надо отработать новейшие технологии. Как отработать аддитивные технологии, например? На предприятии для этого надо отвлекать работников, занимать оборудование, а создание за счёт гранта таких центров в вузе позволяет отработать эти технологии совместно с предприятиями у нас и сразу обучить людей, которые пойдут к ним работать. Потом уже эти организации, в свою очередь, будут закупать новое оборудование, которое им действительно нужно и не потратят деньги зря.
Поэтому я считаю, что передовые инженерные школы позволят сформировать в стране пласт инженеров, которые соответствуют всем требованиям, выдвигаемыми предприятиями. То есть, такие программы позволят решить нехватку специалистов в области инженерии.

DSC_4037.jpg


– Спрос на «готовых» инженеров высокий?
– Спрос на таких специалистов большой, так как выпускник приходит на предприятие не учеником, а готовым специалистом, заточенным на решение актуальных задач данной организации.
Чем еще важен этот проект – мы планируем не просто подготовить новых необходимых специалистов, но и переподготовить тех, кто уже работает на предприятиях. Это тоже является одной из задач. Главная цель — подготовка кадров. Но как этот вопрос решить и технологически, и организационно, и как образовательный процесс выстроить — всё устроено немного по-другому.
Мы ориентированы на инженеров-технологов и инженеров-конструкторов».

– То есть, в первую очередь, Технологический университет закроет спрос наших градообразующих предприятий?
– Да, конечно. У нас сейчас 4 ключевых предприятия-партнёра – АО «Корпорация «ТРВ», ООО «Нова», АО «Композит», АО «НПО измерительной техники». Они – основа нашей передовой инженерной школы.

– Технологический университет сейчас участвует в конкурсе от Министерства науки и образования на получение гранта для создания такой школы. Каковы шансы нашего родного вуза?
– Мы всегда рассчитываем только на победу!
– А мы желаем Вам победы!
– Спасибо!



Комментарии для сайта Cackle

Возврат к списку