Креативная или беспощадная: каким правилам подчиняется реклама
Реалии таковы, что без рекламы бизнес не может существовать. Однако в этом деле важно соблюдать меру, иначе потребитель будет страдать от навязчивых предложений, некорректной или даже оскорбляющей информации. Читатели «Калининградской правды» неоднократно спрашивали, какие законы регулируют деятельность в этой сфере. Особенно их волнует наполнение вывесок и билбордов, на которые, хочешь не хочешь, приходится смотреть. Все вопросы мы переадресовали главному эксперту отдела рекламы Управления информационной политики и социальных коммуникаций администрации наукограда Денису Войнову.
— Денис Владимирович, какие общие требования к размещению рекламных и информационных конструкций существуют на сегодняшний день?
— Устанавливать и эксплуатировать рекламные и информационные конструкции на территории Королёва можно только на основании соответствующих документов — согласований и разрешений.
Если необходимо установить информационную конструкцию или, иными словами, вывеску, то достаточно получить согласование. Муниципальная услуга предоставляется в соответствии с административным регламентом «Согласование установки средства размещения информации на территории городского округа Королёв Московской области». Оно утверждено постановлением администрации наукограда от 17 января 2022 года №20-ПА с изменениями от 04 июня 2024 года №777-ПА.
На установку и эксплуатацию рекламной конструкции необходимо оформить разрешение. Эта муниципальная услуга предоставляется в соответствии с административным регламентом «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование ранее выданных разрешений на территории городского округа Королёв Московской области», которое утверждено постановлением администрации наукограда от 05 сентября 2024 года №1527-ПА.
Размещение рекламных и информационных конструкций на фасадах зданий, строений и сооружений регламентируется «Архитектурно-художественным регламентом информационного и рекламного оформления зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства Московской области». Оно утверждено распоряжением региональной Главархитектуры от 14 июля 2015 года №31 РВ-72. Основные требования к конструкциям на фасадах: они должны быть выполнены в виде отдельных объёмных букв с внутренним подсветом или объёмных букв с внутренним подсветом на подложке; содержать информацию на русском языке о профиле или виде деятельности; допускается размещение элементов фирменного стиля (товарного знака), зарегистрированного в установленном порядке, художественного элемента.
Размещение отдельно стоящих рекламных конструкций или, проще говоря, билбордов, регламентируется Федеральным законом от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» и постановлением правительства Московской области от 16 августа 2023 года №641-ПП «Об утверждении предельных сроков, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы».
Основные требования к билбордам: они должны быть в технически исправном состоянии; иметь маркировку — контакты владельца, номер в базе данных; использоваться исключительно в целях распространения коммерческой или социальной рекламы.
— Наполнение рекламных и информационных конструкций, в частности билбордов, необходимо согласовывать?
— Наполнение рекламных и информационных конструкций регламентирует статья 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе». Каких-либо согласований в этом случае не требуется.Решение о размещении социальной рекламы и рекламы, имеющей особую общественную значимость на территории Подмосковья, принимает Межведомственная комиссия Московской области по вопросам распространения социальной рекламы и наружного информационного оформления территории Московской области. Она была создана на основании постановления правительства Московской области от 2 августа 2013 г. №577/30. Её цель — обеспечение согласованных действий и координации деятельности центральных исполнительных органов государственной власти региона в сфере распространения социальной рекламы и информации, информирования населения о значимых событиях, защиты экономических интересов в области распространения социальной рекламы, представляющей особую общественную значимость для Московской области.
— Могут ли билборды и вывески содержать иностранные слова, интересуется один из читателей «Калининградской правды»?
— Эта норма также прописана в статье 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе». При размещении баннеров на рекламных щитах использование иностранных слов, за исключением зарегистрированных товарных знаков, без перевода на русский язык недопустимо, поскольку люди, которые не владеют иностранными языками, могут неправильно понять смысл информации.Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 01 июня 2005 года №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык нашей страны подлежит обязательному использованию в рекламе.
— Какая организация и каким образом официально контролирует содержание рекламных и информационных конструкций?
— Надзор и контроль над соблюдением рекламного законодательства в нашей стране осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Сотрудники предупреждают, выявляют и пресекают нарушения, которые допустили юридические и физические лица, в том числе возбуждают и рассматривают дела.
— Какие санкции могут быть применены к нарушителям?
— За нарушение рекламного законодательства штрафуют по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — на 12—20 тысяч рублей, организации — на 100—500 тысяч рублей.Но обычно Федеральная антимонопольная служба сначала просит устранить нарушения или перестать распространять рекламу, не соответствующую законодательству. Если оставить предписание без внимания, то придётся отвечать согласно пункту 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Размеры штрафов будут такими же, как приведены выше.
Кроме того, администрация наукограда за неоднократные нарушения в сфере рекламного законодательства может в одностороннем порядке расторгнуть договор на установку и эксплуатацию рекламной и информационной конструкции на территории муниципалитета.
— Могут ли горожане каким-то образом повлиять на наполнение рекламных и информационных конструкций? Например, пожаловаться, если считают, что их права были нарушены. Куда?
— По всем вопросам, связанным с размещением объектов наружной рекламы и информации на территории Королёва, можно обращаться в отдел рекламы администрации наукограда по телефону: 8-495-512-0007, добавочный 545.
Екатерина Назарова, фото автора
Комментарии для сайта Cackle