№ 15 (18479) Четверг, 11 февраля 2016 года Полная версия газеты
в формате PDF — Для просмотра необходим Adobe Reader

Полосы газеты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Юбиляр

Первым делом — ракеты

Юбиляр Сегодня отмечает 80-летний юбилей Владимир Николаевич Бранец, ветеран ракетно-космической отрасли, представитель старшего поколения ракетчиков, для которых «первым делом» были ракеты. И наверное поэтому мы оказались впереди планеты всей.
Владимир Николаевич — личность в городе известная. Он из тех людей, благодаря которым Королёв и стал наукоградом — городом, откуда начался путь нашей страны к звёздам.
В 1959 году он окончил аэромеханический факультет Московского физико-технического института и поступил на работу в подразделение академика Бориса Викторовича Раушенбаха. Прошёл путь от инженера до заместителя генерального конструктора по системам ориентации, навигации и управления движением РКК «Энергия» имени С.П. Королёва. Лауреат Государственной премии СССР и премии Президента РФ, заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член Международной академии астронавтики, Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского и Международной общественной организации «Академия навигации и управления движением».
В последние годы Владимир Николаевич работает заместителем генерального конструктора по науке ОАО «Газпром космические системы», пишет книги, читает лекции студентам.
«Я считаю себя учеником академика Раушенбаха, одного из основоположников отечественной космонавтики, — говорит Владимир Николаевич. — Под его руководством мы создали ряд аналоговых систем управления первого поколения. Тогда произошёл большой скачок в электронике — переход от электронных ламп к транзисторам, что позволило делать сложнейшие устройства малогабаритными. Это была интереснейшая эпоха, когда всё было впервые. Мне удалось продолжить дело моего учителя в системах следующих поколений».
Под руководством В.Н. Бранца была разработана новая концепция построения систем управления, содержащих не только приборные компоненты, но и программно-математическое обеспечение. Новые корабли «Союз-Т», по которым он стал научным, а потом и техническим руководителем, с первого беспилотного пуска 1974 года летали удачно, выполняя все поставленные задачи. В 1979 году беспилотный корабль с цифровой системой управления совершил первую стыковку. А через год, в 1980 году, состоялся прорыв в космической технике. На борту КА «Союз-Т», пилотируемого космонавтами Юрием Малышевым и Владимиром Аксёновым, в системе управления движением впервые был установлен бортовой компьютер. Благодаря таланту В.Н. Бранца и фантастической работоспособности его соратников цифровая техника шагнула в космос. Была открыта новая эпоха в развитии отечественной и мировой космонавтики. Ещё через год началась разработка цифровой многомашинной системы управления для станции нового поколения — «Мир», которую В.Н. Бранец считает самой сложной из всех своих разработок.
«С тех пор многое изменилось, — говорит Владимир Николаевич. — Беда нашей космонавтики в том, что в ней практически не осталось главных конструкторов. Предприятиями управляют не учёные, а менеджеры».
Однако учёный считает себя оптимистом и говорит, что верит в будущее отечественной науки, в том числе космической. Об этом и многом другом читайте интервью с Владимиром Бранцем в наших ближайших номерах.

Наталия ЛЕСКОВА

Возврат к списку