№ 22 (18486) Вторник, 01 марта 2016 года Полная версия газеты
в формате PDF — Для просмотра необходим Adobe Reader

Полосы газеты 1 2 3 4 5 6 7 8

Городской парламент

Михаил Гацко. Военный, учёный, депутат

Городской парламент Городской Совет депутатов и «Калининградская правда» ведут совместный проект «Городской парламент» вот уже на протяжении 10 месяцев. За это время я успел пообщаться со многими людьми, представляющими своих избирателей в нашем органе местного самоуправления.
Скажу без преувеличения, что каждый из них — личность неординарная, яркая и харизматичная. Многие достигли немалых успехов в столь разных направлениях деятельности, что это не может не вызывать удивления. Так, например, нынешний собеседник «КП», заместитель председателя Горсовета Михаил Гацко — заслуженный юрист Московской области, полковник юстиции (в запасе), кандидат наук, автор ряда научных трудов. В 2015 году за военно-историческое исследование «Наши герои» он был удостоен премии Губернатора Московской области. Преподаёт в нескольких вузах и в то же время уже много лет избирается депутатом городского Совета (вначале — Юбилейного, а затем — объединённого Королёва).
Учитывая всё это, разговор с Михаилом Фёдоровичем я решил провести не в обычном для интервью формате «вопрос — ответ», а просто попросил его рассказать о своём жизненном пути.
— В этом году мне исполняется 55 лет, из них 32 года я посвятил службе в рядах Вооружённых сил. Я не только профессиональный, но и потомственный военный, офицер уже не в первом поколении. В армии служил мой отец, полковник, дед — фронтовик, и даже жена моя — военнослужащая, она дослужилась от рядового телефониста до подполковника.
Почему я пошёл по военной стезе? По сути, у меня и выбора-то особенного не было: детство и юность, как сын кадрового военнослужащего, я провёл в военных городках, сменив семь служебных квартир и пять школ. Так что военная жизнь и её романтика были мне знакомы не понаслышке. Ничего другого я для себя и не представлял.

Служба на Камчатке
В 17 лет поступил в Рижское высшее военно-политическое училище РВСН. Окончив его в 1982 году, шесть лет служил на дальних рубежах нашей Родины, на Камчатском полуострове. Это тоже был мой выбор; повидав Европу, хотел узнать и Азиатско-Тихоокеанский регион. На северо-востоке Камчатки находится 43-я отдельная научно-испытательная станция (или ракетный полигон «Кура»). Основное предназначение этого полигона — приём головных частей баллистических ракет в ходе испытательных и тренировочных пусков, а также контроль параметров их полёта и точности попадания.
Служить приходилось в условиях максимальной секретности, поскольку для слежения за нашим ракетным полигоном в 935 километрах от него, на одном из Алеутских островов, США развернули военную базу «Шемья» («Shemya»), оснастив её радиолокационными станциями и самолётами с радарами.
На полигоне «Кура» пять лет я был профессиональным комсомольским работником. Дважды меня избирали секретарём комсомольской организации войсковой части, затем три года возглавлял комсомол всего полигона, имел полномочия первого секретаря райкома ВЛКСМ. Наши измерительные пункты были разбросаны по всему полуострову, и я, организуя работу с молодыми военнослужащими, вникая в их нужды и проблемы, значительное время проводил в командировках, находясь непосредственно в местах боевой службы своих подопечных. Поэтому Камчатку я облетел, объехал и проплыл фактически вдоль и поперёк.
В последний период службы на полигоне (1978–1988 годы) был заместителем начальника научно-испытательного отдела по политчасти. Отделу была поручена ответственная задача — развёртывание дополнительного мобильного измерительного пункта на 90-километровом удалении от базовой площадки.
Приходилось нести службу в экстремальных условиях камчатской тайги. С личным составом зимовали в автомобильных кунгах и строительных вагончиках. Электричество вырабатывали сами, запустив мобильные дизельные станции. Других благ цивилизации (водопровода, канализации, телевидения и пр.) в тайге просто не было.
Впрочем, о комфорте и отдыхе тогда и думать было некогда, почти каждодневно (точнее — еженощно) шли опытно-испытательные работы. Так, 1988 год был самым интенсивным за всю историю существования полигона, тогда военными испытателями было принято 409 головных частей баллистических ракет. После распада СССР произошёл резкий спад количества испытаний, так, в 1992 году было проведено только 11 испытаний пусков ракет.

Девять месяцев — зима, остальное — лето
Конечно, Камчатка — это не Заполярье, хотя морозы там нередко достигают минус 30 градусов. Главная проблема полуострова — это практически полное отсутствие наземных путей сообщения. Зимой — гигантские снежные заносы, а в весенне-летний период — половодье от таяния снега и льдов на высоченных вулканах. Добавьте к этому повышенную геомагнитную активность, регулярные землетрясения, а также внезапные извержения вулканов с выбросом тонн лавы, шлака и пепла. Короче — постоянный экстрим.
В северной части полу-острова на склонах сопок, где также размещались наши измерительные комплексы, зима затягивается до середины лета и вновь начинается уже в начале октября. В 1984 году я стал делегатом Всеармейского комсомольского форума, в ходе его работы в Кремле встречался с высшим руководством страны. По возвращении на полигон мне было поручено облететь все измерительные пункты и доложить личному составу о том, какие задачи Верховный главнокомандующий и министр обороны ставят перед армейской молодёжью.
Так вот, свои поездки я начал в конце июня. Помню, как на одну из точек я прилетел 1 июля, а ребята, которые там служат, отмечали День проводов камчатской зимы. К этому дню они только-только откопали от снега входы в служебные здания (зимой их полностью заносит снегом, и выход на поверхность осуществляется через специальные лазы на крышах), расчистили от заносов дорожки и докопались до земли.
Кстати, это инженерное решение — делать лаз через крышу — мы подсмотрели у местных жителей, осёдлых коряков (нымылан). В их жилищах (лымгыянах) на крыше всегда оставлялось отверстие, служившее в зимнее время выходом и световым окном.
Учёба в академии, служба в г. Юбилейном
После службы на полигоне меня направили учиться в Москву, в Военно-политическую академию. Окончив её в 1991 году, служил в Подмосковье, в ЗАТО Власиха, где в должности офицера по правовой работе обеспечивал деятельность Центрального командного пункта РВСН. С 1992 года продолжил военную службу в Юбилейном, в прославленном 4-м Центральном научно-исследовательском институте Минобороны, которую завершил в 2010 году в должности заместителя начальника института по личному составу.
В постсоветской России в армии была создана военно-юридическая служба, которая занимается правовым обеспечением военной деятельности. В этой службе я с 1997 года, когда был назначен на должность помощника начальника института по правовой работе — начальника юридической службы, которую мне пришлось создавать практически с нуля.
К тому времени успел заочно окончить адъюнктуру в Военной академии РВСН и в 1996 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Угрозы интересам национальной безопасности России и проблемы их предотвращения», которая и сегодня является чрезвычайно актуальной. Одновременно я учился в юридическом институте. Тем самым к своему базовому политологическому и военному образованию добавил образование юридическое и с тех пор продолжаю работать на стыке этих специальностей.
Учёный, преподаватель
Я продолжаю активно заниматься научной и педагогической деятельностью. Являюсь профессором Академии военных наук, доцентом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, по совместительству возглавляю кафедру Муниципального управления нашего Технологического университета.
Активно публикуюсь — у меня более 130 научных трудов, несколько монографий и учебников. В их числе — «Правовое обеспечение военной безопасности России», «Правовое обеспечение строительства Вооружённых сил Российской Федерации», «Основы национальной безопасности», «Антикоррупционная политика государства» и др.

Работа в депутатском корпусе. Объединение Королёва и Юбилейного
Депутатом представительных органов городской власти я избирался три раза. Первый раз был избран депутатом по одномандатному округу в городе Юбилейном в 2008 году, четыре года возглавлял депутатскую комиссию по законодательству и местному самоуправлению. В следующий созыв, в 2012 году, я стал не только депутатом, но и был избран коллегами председателем Совета депутатов г. о. Юбилейный.
Это было непростое, но очень интересное время, так как через два с половиной года произошло объединение городов Королёва и Юбилейного, и мы вплотную занимались этим вопросом. Идея объединения была нами поддержана и, я скажу, это был правильный выбор. Почему?
Мы прекрасно понимали, что с экономической точки зрения будущее Юбилейного как самостоятельного города весьма призрачно. Судите сами: военные институты попали под серьёзное сокращение. Как следствие, сократилась налогооблагаемая база, в Юбилейном осталось только 3,5 тысячи рабочих мест. Бюджет, как вы понимаете, был соответствующий, поэтому ни один из социально значимых вопросов Юбилейный самостоятельно решить не мог.
Объединение с Королёвом не только открывало для нас хорошие экономические перспективы, но и означало возможность стать наукоградом. Самостоятельно Юбилейный в условиях, когда из двух НИИ остался один, да и в том было сокращено 70% персонала, наукоградом стать никак не смог бы.
Мы сделали осознанный выбор и провели очень большую работу, постарались показать региональному Правительству все проблемы Юбилейного, что выразилось в комплексе поручений Губернатора. Это, прежде всего, решение вопросов сферы ЖКХ, транспортных проблем, улучшение состояния дорог, повышение качества воды, создание технопарка, прекращение хаотичной застройки городской территории, сохранение «лёгких» нашего города, то есть Комитетского леса, и др.
Вы, наверное, помните, что лето 2010 года выдалось очень жарким, подмосковные лесные массивы были поражены жуком-короедом. Мы изыскали средства на санитарную рубку леса, организовали вывоз отходов и посадку новых деревьев. Помимо этого, нам удалось уберечь территорию Комитетского леса от застройки. Благодаря принятым мерам Комитетский лес сохранён и будет возрождаться.
Замечательно, что областные власти и руководство объединённого Королёва также поддерживают идею сохранения Комитетского леса и пресекают любые попытки его застройки. Остаётся решить вопрос благоустройства этой территории и организации здесь современной парковой зоны.

Депутат Горсовета Большого Королёва
Я убеждён, что городской Совет депутатов — это не место для политических баталий и митингов, а действенный орган местного самоуправления. На уровне местного самоуправления политика если и должна присутствовать, то в разумных объёмах. Она не должна превалировать над решением задач местного значения.
С какими вопросами жители обращаются к нам, депутатам? В первую очередь это — благоустройство и уборка территорий, проблемы ЖКХ (вода, свет, отопление, текущий и капитальный ремонт), содержание детских и спортивных площадок, работа образовательных и медицинских учреждений и так далее. Эти насущные вопросы должны оперативно решаться независимо от партийной принадлежности тех или иных народных избранников.
Сегодня Совет депутатов городского округа Королёв работает в тесном контакте с Главой города и с городской Администрацией. Мы поддерживаем всё, что сделано за последние полтора года в области благоустройства городской территории, — расширение дорог и их асфальтирование, строительство новых социальных объектов (детских садов и школ), модернизация учреждений здравоохранения и культуры, ликвидация ветхого жилья, обновление муниципального автобусного парка, а также парка машин медицинской скорой помощи.
Мы также ищем новые форматы общения с нашими жителями. Так, например, весной и летом проводим встречи с избирателями не в кабинетах, а идём во дворы, где все проблемы видны непосредственно.
Нынешнее взаимодействие между Советом депутатов и городской Администрацией я считаю достаточно эффективным, ведь все городские проблемы мы решаем сообща, исходя из насущных потребностей жителей Королёва.

Алексей ФЕДОСЕЕВ

Возврат к списку