№ 22 (18336) Суббота, 28 февраля 2015 года Полная версия газеты
в формате PDF — Для просмотра необходим Adobe Reader

Полосы газеты 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование

Как воспитать патриотов

Образование На базе детской школы искусств в мкр Юбилейный (директор Л.В. Максумова) Академия социального управления (МБОУ ВПО АСОУ) в рамках постоянно действующего проблемного семинара «Педагоги Подмосковья — национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» провела семинар «Межведомственное взаимодействие учреждений и организаций в реализации гражданско-патриотического воспитания школьников в социокультурном пространстве малой родины». Он состоялся при поддержке кафедры дополнительного образования и сопровождения детства академии и Комитета образования Администрации города Королёва. В семинаре приняли участие более семидесяти педагогических работников из разных уголков Подмосковья.О цели гражданско-патриотического воспитания: формировании гражданина — патриота Отечества, обладающего высшими социально ориентированными качествами, способностью и готовностью реализовать их для позитивного изменения социальной среды, развития и укрепления общества и государства — в своём докладе рассказала кандидат педагогических наук, доцент кафедры дополнительного образования И.В. Штанько. К обсуждению были предложены вопросы, глубоко волнующие педагогическую общественность, а именно вопросы воспитания подрастающего поколения в свете становления нашего гражданского общества на современном этапе.Собравшихся объединил поиск решения серьёзной задачи, стоящей перед современной школой, — необходимость возродить в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности; сформировать в молодых людях активные гражданские, социально значимые качества, которые в дальнейшем проявились бы в процессе сохранения и преумножения культурного наследия.Выступающие неоднократно говорили о том, что нравственную основу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине. Воспитание ребёнка, формирование его личности должны начинаться с воспитания чувств через приобщение к истокам культуры, через духовное и интеллектуальное наполнение.Особое место в гражданском воспитании принадлежит искусству и художественной деятельности детей и молодёжи, способствующим формированию образного видения мира и воспитывающим нравственные качества человека-гражданина. Это положение стало одним из основополагающих в выступлениях педагогов Детской школы искусств города Королёва. Вечные ценности, на основе которых профессионально компетентные современные специалисты-педагоги воспитывают молодое поколение, — классическое искусство. «Классическое искусство — это то, что существует в нашей художественной культуре вечно. Истинная красота вечна. Классика — важнейшая сила воспитания. Она альтернативно противостоит массовой культуре, вульгарным её проявлениям», — говорил Д.С. Лихачёв.Педагогический коллектив Детской школы искусств города Королёва реализует Программу развития учреждения на 2013–2018 годы «Воспитание патриотизма и гражданственности детей и молодёжи в условиях социокультурной среды города». Программа основана на краеведческой, культурологической идее развития образования и воспитания учащихся города и направлена на сохранение, развитие традиций, приобщение детей и молодёжи к культуре своего родного края, на исследование и изучение культурного наследия северо-востока Подмосковья, ярких и многочисленных жемчужин культуры, философской мысли общественных деятелей, патриотическими деяниями которых наш родной край был отмечен в разное время своей истории.Программа способствует формированию у обучающихся представлений о достижениях России в области культуры и искусства на основе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся мастеров — писателей, художников, музыкантов, актёров, философов, чьи жизнь и творчество, судьба тесно связаны с нашей малой родиной.В рамках Программы создан клуб «Родники» — отдельный образовательный модуль, при котором каждый обучающийся имеет возможность расширить границы своего познания в области культуры и искусства родного края, своей малой родины — Ярославского направления Подмосковья (ранее — Троицкой дороги).Все виды искусств, получившие своё развитие на северо-востоке Подмосковья, теперь становятся объектом для изучения клубом «Родники»: изобразительное искусство, театр, мода, музыка, балетное искусство, театрально-декорационное искусство, архитектура, литература и поэзия. Одно из интереснейших направлений работы клуба — история меценатства и предпринимательства в России, в Москве и ближайшем Подмосковье. Интересной и познавательной обещает быть работа над темой по истории развития образования и социальной поддержки детства в нашем регионе.Православный компонент программы, которая в целом носит светский характер, обусловлен тем, что более чем тысячелетняя история нашей страны неотделима от истории русского православия. Русская культура немыслима без преемственности православных традиций. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра — одно из самых важных и увлекательных направлений исследований клуба «Родники».Клуб объединяет в своих рядах не только обучающихся в Детской школе искусств. Программа предполагает взаимодействие с образовательными учреждениями города на основе участия в единых заявленных проектах. Помощниками своим детям и их педагогам в творческой и поисковой деятельности клуба и их соратниками готовы стать родители.Обмен опытом гражданско-патриотического воспитания продолжился в рамках двух круглых столов. На одном из них были рассмотрены культурологические аспекты организации гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях. На другом — вопросы краеведения в системе воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения. С докладом «Инновационные формы организации культурно-массовых мероприятий патриотической направленности» выступила К.М. Хроменкова, старший преподаватель кафедры воспитательных систем. Доклад «Диалог культур как принцип формирования гражданской позиции школьников» зачитала кандидат педагогических наук Л.В. Любезнова, методист Учебно-методического образовательного центра Королёва. В своих докладах поделились опытом педагогические работники образовательных учреждений городов Королёва, Ногинска, Красноармейска, Коломны, Солнечногорского, Щёлковского районов Московской области. Был озвучен опыт военно-патриотического, гражданско-патриотического воспитания, опыт реализации проектов культурно-образовательного путешествия через инновационные формы работы с детьми и молодёжью в нашем регионе.В заключение состоялось активное, заинтересованное обсуждение воспитательного опыта образовательных учреждений, ответы на вопросы, обмен мнениями, пожелания дальнейших успехов. Участники педагогического форума выразили надежду, что его результаты будут способствовать формированию гражданской компетентности подрастающего поколения, воспитанию патриотизма, основанного на поддержании интереса к культуре, истории и традициям родного края.Инна ГУСЕВА,Фото Вячеслава СЕРГУНОВА

Возврат к списку