№ 96 (18410) Четверг, 27 августа 2015 года Полная версия газеты
в формате PDF — Для просмотра необходим Adobe Reader

Полосы газеты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Российский фильм о советском человеке

Российский фильм о советском человеке 16 апреля в российский прокат вышел фильм Александра Мельника «Территория», довольно нетипичный для нашего современного кинематографа. На мой взгляд, его незаслуженно обошли вниманием наши СМИ.
Фильм снят по одноимённому роману советского геофизика и писателя Олега Куваева, вышедшему в 1974 году, и повествует о поисках советскими геологами золота на Крайнем Севере нашей страны.
Действие происходит в 1960–1961 годах на Чукотке. В большой Приполярной области под названием «Территория» находят только олово, тогда как страна остро нуждается в золоте. По этой причине Управление «Территории» хотят закрыть, но главный инженер Илья Чинков, посвятивший «Территории» всю свою жизнь, убеждён, что золото здесь есть, и за один полевой сезон берётся его найти. Для этого он организует работу нескольких команд геологов, и общими усилиями, самоотверженным трудом, проведя множество разведочных работ и пройдя многие сотни километров по тундре, они находят месторождение золота.
Сюжет, на первый взгляд, довольно незатейлив, но тут дело не в самом сюжете.
Современный российский кинематограф практически не способен снимать фильмы о советском человеке, показывая его подлинные качества, силу духа, мечты, устремления. Иногда, и то очень редко, это получается в фильмах о войне. Но ведь человек раскрывается не только в ратном подвиге, но и в мирном труде. А таких фильмов в нашем кинематографе на моей памяти нет. Вернее, не было до «Территории».
Этот фильм удивителен и прекрасен тем, что он именно о советском человеке — человеке труда. Бывают (хотя, повторюсь, очень редко) такие современные российские фильмы, во время просмотра которых забываешь о перестройке, о крахе Советского Союза и последовавших после этого чудовищных 90-х. Кажется, что история не прерывалась, и страна гордо продолжает нести Красное знамя. Этот фильм как раз из таких.
И дело тут не в поисках золота, как такового. Показаны люди, делающие общее дело, осуществляющие мечту, преодолевающие трудности и невзгоды во имя чего-то гораздо большего, чем они сами. Смысл их жизни — в покорении неизведанного, в освоении мировых пространств, в разгадке тайн природы для передачи их будущим поколениям, чтобы те в свою очередь шагнули ещё дальше. Выполняя своё предназначение, они становятся по-настоящему свободными и счастливыми людьми.
И они советские люди в том смысле, что для них труд становится высшей ценностью, приобретает предельный, метафизический смысл, что ёмко выражено в словах одного из персонажей — начальника Восточной поисковой партии Владимира Монголова, вспоминающего ушедшего товарища:
«Миша Катинский смотрел на мир с дивных высот нравственных истин. А мы? Живём, умираем… Обидно. Много зла в мире. Значит, общая задача людей и твоя, в частности, это зло устранять. В военное время ясно — бери меч или автомат… А в мирное время? Честная работа должна стать устранением этого всеобщего зла. В этом высший смысл».
И вот такой работой, таким трудом во имя своей страны и всего человечества советские люди воплощали послевоенную мечту о благой и справедливой жизни. «Сделай или умри» — таков принцип работников Северстроя.
Фильм длинный и неспешный, в нём нет ярко выраженных главных героев, показаны разные типажи, но всех объединяет бесконечная вера в своё дело, страстное желание пройти там, где не ступала нога человека, и познать никем доселе не познанное, чтобы принести это новое знание людям. И главное, все герои понимают, хотя некоторые и не сразу, что они не просто выполняют прихоть Чинкова, а делают большое и важное общее дело. Поэтому никаких конфликтов между полярниками нет и в помине: все хотя и с разными характерами, но работают в атмосфере помощи и взаимовыручки, порой доходящей чуть ли не до самопожертвования.
Режиссёр Александр Мельник в интервью «Коммерсанту» фактически прямым текстом говорит, что отвергает гностическую концепцию человека и своим фильмом утверждает концепцию принципиально иную:
— То есть вы против «депрессивного» кино? Того, в котором говорится, что жизнь безнадёжна, бессмысленна, а Россия — жестокая и бесправная страна?
— У нас много такого кино. Мне кажется, идёт соревнование: кто же ещё депрессивнее покажет, как человека превратить в скотину и объяснить, что это некая ошибка Бога? Я совершенно не против того, чтобы такое кино было. Но тогда должно существовать и другое направление, в рамках которого мы всё-таки пытаемся разглядеть в человеке отражение Бога.
При этом никакой ностальгии по советскому времени, какого-то смакования деталей быта или чего-то подобного в фильме нет, это действительно кино о людях.
Помимо этого, фильм очень красивый. Русский Север показан в нём во всей своей мощи, величии и суровости. Такие огромные пространства может освоить только по-настоящему сильный духом человек, имеющий цель и смысл для их разгадывания и покорения.
Великий русский философ-космист Николай Фёдоров ещё в XIX веке писал о причинах, побуждающих русского человека тянуться за пределы Земли, в космос: «Наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига». И словно понимая это, Мельник вставляет в фильм гениальную сцену, когда 12 апреля 1961 года команда геологов слушает по радио сообщение Левитана о первом в мире полёте человека в космос: «Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик, лётчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич». Все полярники испытывают бурный восторг и искреннюю радость. И эта радость совершенно понятна, ведь все делают одно дело, каждый на своём участке: пока геологи осваивают земные пространства, советские люди общими усилиями движутся в пространства всё более дальние и неизведанные — космические. И конечно, в это движение вносят свой вклад и наши герои. У нас на глазах происходит передача эстафеты от настоящего будущему.
Актёрские работы прекрасны. Не могу даже кого-то особо выделить, все играют замечательно: и Лавроненко, и Бероев, и Добрыгин, и остальные. Пожалуй, только Ксения Кутепова в роли ленинградской журналистки Сергушовой выбивается из этого ряда.
Музыкальное сопровождение также подобрано очень хорошо. Вне конкуренции главная тема фильма — «Баллада о детях Большой Медведицы», написанная самим Олегом Куваевым и положенная на музыку специально для фильма.
«Территория» снята при очень мощной государственной поддержке. Добрая половина титров занята благодарностями. Среди людей, которых благодарит творческая группа, — министр обороны Сергей Шойгу, являющийся президентом Русского географического общества, министр природных ресурсов Сергей Донской, министр МЧС Владимир Пучков, министр транспорта Максим Соколов, министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, министр культуры Владимир Мединский и ещё много именитых фамилий, включая Президента Владимира Путина и Премьер-министра Дмитрия Медведева. В этой связи особенно странно, что прокат был довольно скромным и о фильме почти ничего не было сказано в ведущих СМИ. А ведь это как раз то патриотическое кино, на которое можно водить детей целыми классами.
И наконец, последним приятно удивившим меня обстоятельством стал тот факт, что Олег Куваев, написавший роман «Территория», оказывается, мой земляк. С 1966 года и до смерти в 1975 году он жил в подмосковном городе Калининграде, ныне Королёв. Здесь он написал свой самый знаменитый роман, здесь же скоропостижно скончался и похоронен на старом Болшевском кладбище. В городе есть Дом-музей Куваева, а также музеи в двух школах, его имя носит одна из городских библиотек.
Показав настоящих людей, Куваев в конце своего романа, а вслед за ним и Александр Мельник в конце фильма обращаются к нам — читателям и зрителям, проникая в потаённые уголки нашей души:
«Может быть, суть в том, чтобы в минуту сомнения тебя поддерживали прошедшие годы, когда ты не дешевил, а знал грубость и красоту реального мира, жил как положено жить мужчине и человеку. День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создаётся сегодня. Так почему же тебя не было на тех тракторных санях и не твоё лицо обжигал тот морозный февральский ветер? Где был, чем занимался ты все эти годы? Доволен ли ты собой?»
Что мы ответим на это? Неужели только то, что «живём, умираем… обидно»?

Дмитрий ЕФИМОВ

Возврат к списку