№ 26 (18638) Четверг, 16 марта 2017 года Полная версия газеты
в формате PDF — Для просмотра необходим Adobe Reader

Полосы газеты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

70 лет на орбите образования

70 лет на орбите образования Первые шаги
Колледж, в то время – Калининградский механический техникум, был организован в 1947 году по инициативе самого Сергея Королёва – Главного конструктора отечественной ракетно-космической техники. Те годы вошли в историю нашей страны как время зарождения российского ракетостроения и космонавтики.
После войны предпринимались первые шаги в разработке и изготовлении баллистических ракет.  С.П. Королёв понимал, что для дальнейшего развития отрасли необходимы первоклассные специалисты, прошедшие целенаправленную подготовку для работы на производстве. И Главный конструктор обратился в Министерство вооружений СССР с предложением создать в Калининграде (сегодня – г. о. Королёв) вечерний техникум, который бы готовил кадры для работающих в городе научно-исследовательских институтов и предприятий.
Учитывая важность задачи, министр вооружений Д.Ф. Устинов 15 марта 1947 года подписал приказ об организации в Калининграде, на базе ремесленного училища №3 при НИИ-88 (сегодня – ЦНИИмаш), филиала Московского военно-механического техникума с вечерней формой обучения.
Воплотить идею С.П. Королёва в жизнь было поручено начальнику отдела подготовки руководящих кадров НПО «Энергия» (сегодня – РКК «Энергия») Евстафию Мельникову, который стал основателем и первым директором техникума и руководил им до 1952 года.
Закипела работа. Из числа инженеров предприятий города, преподавателей ремесленного училища №3 и учителей школ комплектовались штаты преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин техникума. Были сформированы первые учебные группы из учащихся, заканчивающих ремесленное училище №3, и лучших работников предприятия. Также была набрана специальная группа, которая состояла из мастеров, начальников цехов и служб опытных производственников. В итоге в октябре 1947 года Калининградский механический техникум открыл свои двери для 126 студентов. Первые студенты учились без отрыва от производства на вечернем отделении по специальностям «Производство летательных аппаратов» и «Технология машиностроения».
С самого первого дня работы техникума предприятия ракетно-космической отрасли находились с ним в тесном взаимодействии и оказывали шефскую помощь в трудное послевоенное время: ведущие специалисты предприятий участвовали в учебном процессе, совместно с преподавателями КМТ разрабатывали рабочие программы и учебно-методические пособия; предприятия передавали в техникум необходимое оборудование.
С.П. Королёв знал, как важно поддерживать современный уровень оснащения учебных кабинетов и лабораторий, обеспечивать постоянную связь студентов с предприятиями, где они в скором времени будут работать. Поэтому по его указанию в техникум были переданы реальные изделия ракетно-космической техники: двигательная установка «Фау-2», крылатая ракета «Шметтерлинг», образцы советских ракет и многое другое. Благодаря этому студенты уже в процессе обучения приобретали не только необходимые знания, но и практические навыки работы с реактивной техникой.
Такая организация учебного процесса позволила техникуму в кратчайшие сроки стать для предприятий космической отрасли надёжной базой подготовки специалистов. Авторитет КМТ рос не только в Калининграде, но и во всей стране. И в 1951 году техникум перешёл из статуса филиала Московского военно-механического техникума в самостоятельное учебное заведение среднего профессионального образования. В нём открылось дневное отделение и появилась новая специальность «Приборы управления» (сегодня – «Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов»). В том же году состоялся первый выпуск дипломированных специалистов-техников. Среди них – Георгий Пауков и Виктор Фролов, ставшие впоследствии заместителями главных конструкторов; Григорий Марков и Константин Горбатенко – будущие начальники цехов завода № 88 (сегодня – ЗЭМ РКК «Энергия»), где собирались космические корабли, Герои Социалистического Труда.

Новые возможности
Техникум продолжал развиваться, в ответ на требования времени открывались новые специальности. Так, в 1964 году появились «Программирование для ЭВМ» и «Экономика и бухгалтерский учёт», поскольку ракетно-космическая отрасль нуждалась в грамотных программистах для внедрения в производство новых технологий и экономистах для ведения финансов предприятий.
С увеличением количества специальностей вырос и контингент учащихся – в два раза, а также число преподавателей и сотрудников. Однако плодотворной работе техникума мешала разбросанность его зданий. Несколько лет КМТ размещался в пяти удалённых друг от друга местах: использовалось старое здание школы, подвальное помещение в Завокзальном районе города, учебный цех №26, здание школы №11, старое здание техникума. Конечно, это доставляло неудобство студентам и преподавателям, да и для открывшихся специальностей были необходимы новые кабинеты и лаборатории. В этих условиях началось строительство нового просторного здания техникума с лабораторным корпусом, мастерскими, актовым и спортивным залами, которое открылось в 1974 году. В нём в течение учебного года могли учиться одновременно 2000 студентов дневного и вечернего отделений. «Материальная база у техникума была очень хорошая, – рассказывает преподаватель Алексей Трухин, чья жизнь неразрывно связана с КМТ: в 1968 году он пришёл в техникум студентом, а сегодня является заведующим отделением ракетостроения. – Обучение проходило на реальном оборудовании, так что молодёжь привыкала к работе на производстве со студенческой скамьи. К тому же, была предусмотрена практика на предприятии. Я, например, в студенческие годы проходил практику на Заводе экспериментального машиностроения. И преподаватели у нас были великолепные, все квалифицированные, знающие и любящие своё дело. Эта любовь передавалась и студентам».
Новое здание, оснащённое современной техникой, открывало для учащихся техникума массу возможностей. Студенты КМТ, обучаясь на новейшем оборудовании и перенимая опыт у лучших преподавателей, становились всё более востребованными и незаменимыми специалистами на предприятиях. При этом выпускники техникума не только успешно трудились на производстве, но и пополняли ряды исследователей космоса. Гордостью КМТ являются его выпускники, космонавты – дважды Герой Советского Союза Валерий Рюмин и Герой России Константин Козеев. Такие высокие показатели подготовки кадров позволили техникуму в 1992 году получить новый статус и стать Колледжем космического машиностроения и технологии.
И даже экономически сложное время после распада Советского Союза не отразилось на развитии колледжа. В 1990 – начале 2000-х в ККМТ одна за другой открывались новые специальности: «Коммерция» (1991 г.), «Менеджмент» и «Протезно-ортопедическая и реабилитационная техника» (1992 г.), «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» и «Средства механизации и автоматизации» (1997 г.), «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (2004 г.). Как и прежде, предприятия ракетно-космической отрасли оказывали колледжу поддержку, их сотрудники активно участвовали в учебном процессе. Более того, список партнёров колледжа с каждым годом лишь увеличивался. К 2009 году в их число вошли Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации, Международная ассоциация участников космической деятельности, Федерация космонавтики России, космодром Байконур, Малая академия наук города Обнинска.
В целях подготовки квалифицированных специалистов, в том же 2009 году колледж стал реализовывать концепцию непрерывного образования «школа–колледж–предприятие–вуз». Для этого поддерживалось сотрудничество не только с предприятиями города, но и с ведущими аэрокосмическими и финансово-промышленными вузами России и зарубежья. А в самом колледже стало применяться практико-ориентированное обучение, предусматривающее обязательное прохождение студентами практики на производстве, заработали студенческое конструкторское бюро и служба трудоустройства, развивалось заочное обучение. Эта система взаимодействия и организации учебного процесса позволила не только ещё больше повысить качество образования в ККМТ, но и сократить затраты и сроки обучения для студентов и, конечно, получить выпускникам гарантированное место работы по приобретённой специальности. А их число снова возросло: открылись «Информационные системы», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», «Право и организация социального обеспечения», «Дизайн».

Колледж сегодня
В 2012 году в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 11.07.2012 г. «О реорганизации государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Московской области» колледж стал структурным подразделением Технологического университета (на тот момент – Финансово-технологическая академия) и получил своё нынешнее название – Колледж космического машиностроения и технологий. С этого момента начался его новый этап развития.
Технологический университет является ядром созданного в Королёве Научно-образовательного кластера «Северо-Восток», призванного объединить научные, производственные, технические и технологические ресурсы в целях наиболее эффективной подготовки кадров для ракетно-космической отрасли. Колледж космического машиностроения и технологий стал неотъемлемым звеном этого кластера и благодаря вниманию ректора Технологического университета Татьяны Старцевой смог расширить взаимодействие с предприятиями в рамках системы непрерывного образования.
Сегодня профориентационная работа со студентами начинается с первого года обучения. В колледже открыт музей космонавтики «Дорога к звёздам», экспозиции которого знакомят студентов с этапами освоения космоса, создания ракетно-космической техники и прививают им интерес к ракетостроению. Для первокурсников также проводятся экскурсии в музеях ведущих предприятий отрасли, где студенты впервые знакомятся с будущими местами работы «изнутри». Со второго курса молодые люди уже начинают подключаться к производственному процессу, наблюдают за всеми этапами работы предприятия. А на третьем курсе студенты проходят обязательную производственную практику и под руководством ведущих специалистов предприятий знакомятся с реальным оборудованием и изделиями, выполняют практические и лабораторные работы, разрабатывают дипломные проекты. Работодатели заинтересованы в таком взаимодействии, ведь таким образом они готовят кадры для себя, для работы на конкретном предприятии, поэтому передают студентам все необходимые знания и умения. Результат этого взаимодействия говорит сам за себя: многие дипломные проекты студентов колледжа, разработанные на предприятиях, их расчёты и исследования впоследствии применяются на производстве. И конечно, это обеспечивает выпускникам ККМТ гарантированное трудоустройство.  
Базой практики для студентов колледжа служат не только площадки предприятий, но и оснащённый современным оборудованием детский технопарк «Кванториум», также входящий в состав Технологического университета. Обучение в «Кванториуме» осуществляется по трём направлениям – в космоквантуме, робоквантуме и IT-квантуме. «Я, как выпускник 2008 года и преподаватель колледжа, могу сказать, что сегодня обучение в ККМТ стало ещё более практико-ориентированным, – отметил заведующий радиотехническим отделением Константин Школьников. – Колледж делает всё, чтобы его студенты могли в равной мере владеть как теоретическими знаниями, так и практическими навыками. Я даже всегда говорю своим студентам, что выпускник среднего профессионального образования – это золотая середина между рабочим и инженером. Рабочие умеют хорошо работать руками, но им не справиться со сложными задачами проектировки и разработки новых изделий. Инженеры же, пришедшие на предприятия после института, наоборот, обладают большим количеством знаний, у них светлый ум, но нет никакой практической подготовки. А вот выпускники колледжа могут всё: и руками работать, и головой. В жизни они не пропадут».
С присоединением к Технологическому университету у выпускников колледжа также появилась возможность углубить свои знания и получить высшее образование. Для этого в университете созданы все необходимые условия: обеспечена преемственность специальностей колледжа и направлений подготовки вуза, разработаны программы очно-заочного и заочного обучения для работающих студентов, организованы малые инновационные предприятия, отдел развития молодёжной науки и студенческое научное общество, совместно с ОАО «Композит» создан Инжиниринговый центр «Высокотемпературные композиционные материалы».
Всё это позволяет студентам и выпускникам колледжа достигать больших успехов как в учёбе, так и в работе. Студенты колледжа являются многократными победителями и призёрами всероссийских и международных олимпиад, конференций, конкурсов профессионального мастерства. Более того, они являются единственными представителями студенческой молодёжи на Научных чтениях памяти К.Э. Циолковского, Академических чтениях памяти С.П. Королёва и Общественно-научных чтениях памяти Ю.А. Гагарина и наравне с именитыми деятелями ракетно-космической отрасли представляют результаты своих научных исследований. А выпускники ККМТ строят успешную карьеру на предприятиях города, и работодатели всегда дают высокую оценку качеству их подготовки.
Престиж Колледжа космического машиностроения и технологий Технологического университета сегодня продолжает расти. В него стремятся поступить сотни абитуриентов со всей России. Безусловно, это результат работы его руководителей и педагогов, для которых воспитание подрастающего поколения является делом всей жизни; это результат успехов его студентов, которые вырастают в первоклассных специалистов и прославляют родной колледж; и это результат тесного взаимодействия образования, науки и производства, которое осуществляют Технологический университет и колледж совместно с ведущими предприятиями ракетно-космической отрасли. Сергей Королёв 70 лет назад знал, что в этом союзе – будущее отечественной космонавтики. И Колледж космического машиностроения и технологий изо дня в день следует этим заветам и продолжает вносить свой вклад в развитие российского ракетостроения.

Анна КЛОЧНЕВА

Возврат к списку